Проведение совещания о проблемах светосигнального оборудования на аэродроме Якутск

31 мая 2024

27 мая 2024 года Саха (Якутским) ТОГАН МТУ Ротранснадзора по ДФО проведено совещание с участием Саха (Якутского) МТУ Росавиации, АО «Аэропорт Якутск»,  филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», НАО «ИРМАСТ-ХОЛДИНГ». 
Тема совещания – «О недостатках в работе модулей дистанционного управления светосигнального оборудования, установленных на рабочих местах диспетчерских пунктов АДЦ ЕС ОрВД Якутского центра ОВД в рамках мероприятий по реконструкции ИВПП на аэродроме Якутск».
 Установленные субподрядчиком ООО «АтмаИнженеринг» (заказчик – ФКУ «РОСТРАНСМОДЕРНИЗАЦИЯ», подрядчик – НАО «ИРМАСТ-ХОЛДИНГ») новые модули и программное обеспечение дистанционного управления системой светосигнального оборудования (далее – ДУ ССО) на рабочих местах диспетчеров, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением аэродромного диспетчерского центра Единой системы организации воздушного движения (далее – диспетчер УВД) имеют ряд недостатков. 
Указанные недостатки и отказы в работе ДУ ССО являются нарушением требований Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утвержденных приказом Минтранса России от 25.08.2015 № 262. Помимо недостатков, указанных выше, выявлено несоответствие мнемосхемы в части индикации отдельных групп ССО для неиспользуемой и выведенной из эксплуатации старой ИВВП аэродрома Якутск. После окончания работ по монтажу ССО не представлены протоколы проверки и испытания регуляторов яркости огней на трансформаторной подстанции «ТП-17». Не представлены Акты по передаче ССО для эксплуатации АО «Аэропорт Якутск». Представителями ООО «Атма Инженеринг» персоналу филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» передана инструкция для работы с дистанционным управлением ССО ОМИ-ОВИ II на английском языке. После перевода инструкции на русский выявлено, что инструкцией по эксплуатации новых модулей управления не предусмотрено отличных алгоритмов для управления различными рабочими курсами, а одинаково для обоих из них. Соответственно в ней не прописана необходимость отдельного включения группы огней и регулирования яркостью по группам при переходе на рабочий курс 05.
Филиалом «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» проведена оценка рисков отказа в работе ДУ ССО. По результатам выполненного анализа, проведения оценки величины и допустимости риска, эксплуатация модулей управления обеспечивает допустимый уровень риска безопасности полётов. В соответствии с требованиями Руководства по управлению безопасностью полетов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (СТО-ГК-0001-102), утверждённого приказом ФГУП «ГК по ОрВД», данный уровень риска требует снижения до уровня «Приемлемый».  
Решили перекоммутировать Модули ДУ ССО на старый ДПУ и при замене ССО курсом 53 в 2025 году предусмотреть установку нового модуля ДПУ и замену программного обеспечения фирмы «ТРАНСКОН» (Чехия).