Часто задаваемые вопросы

Перечень типовых, наиболее часто задаваемых гражданами вопросов и ответы на них

Порядок прекращения действия лицензии определен статьей 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании).   Согласно частям 14 и 15 статьи 20 Закона о лицензировании при намерении лицензиата прекратить лицензируемый вид деятельности лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о прекращении действия лицензии в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Подать заявление о прекращении действия лицензии также можно через Единый портал государственных и муниципальных услуг https://www.gosuslugi.ru/600364/1/form.

Частью 1 статьи 86 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее – КВВТ РФ) установлено, что опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках, перегрузках
и хранении могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

В соответствии с частью 2 статьи 86 КВВТ РФ опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В настоящее время перевозка опасных грузов внутренним водным транспортом регламентирована частью 2 Правил перевозок грузов, утвержденных Приказом Минречфлота РСФСР от 14.08.1978 № 114, где установлены классы и подклассы опасных грузов, а также перечень опасных грузов, допущенных к перевозке внутренним водным транспортом.

Главой 3.2 «Перечень опасных грузов» Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ) установлен перечень опасных грузов, допускаемый для перевозки на морских судах и судах смешанного, река–море плавания при осуществлении торгового мореплавания в морских водах.

Требования к перевозкам опасных грузов на морском транспорте по каждому классу опасности установлены в главе VII «Перевозка опасных грузов» Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС/SOLAS) (заключена в г. Лондоне 01.11.1974), измененной протоколом 1988 года (Конвенция СОЛАС), участницей которой является Российская Федерация.

В Таблице А главы 3.2 «Перечень опасных грузов» Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (далее – ВОПОГ) от 26.05.2000, участницей которого является Российская Федерация, установлены все позиции опасных грузов, допускаемых к международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям.

Перечень видов грузов повышенной опасности, установленный пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 341 «Об утверждении перечня видов грузов повышенной опасности», применяется согласно вышеуказанному Перечню опасных грузов ВОПОГ, перевозимых внутренним водным транспортом.

Статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ установлено, что организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, пассажирское свидетельство выдается только на пассажирское судно.

В соответствии с пунктом «f» правила 2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС/SOLAS) (заключена в г. Лондоне 01.11.1974) пассажирское судно – это судно, перевозящее более двенадцати пассажиров. Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2111 (далее – Положение) установлен перечень документов необходимых для получения лицензии. Требование о наличие пассажирского свидетельства для маломерного судна Положением не предусмотрено.

Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности утверждены приказом Минтранса России от 4 февраля 2025 г. № 34 (далее – Правила проведения досмотра).

Пунктом 12 перечня опасных веществ и предметов, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах Приложения № 7 к Правилам проведения досмотра (далее - Перечень), дан исчерпывающий список веществ и предметов, которые могут находится при пассажире на борту воздушного судна. 

Вместе с тем уточненная информация по перевозке алкогольных напитков на борту воздушного судна указана в пункте 11 Перечня, в зарегистрированном багаже в грузовых, багажных отсеках воздушного судна с изолированным доступом пассажиров к багажу во время полета:

- алкогольные напитки с содержанием более 24%, но не более 70% алкоголя по объему в емкостях вместимостью не более 5 л, в таре, предназначенной для розничной торговли, - не более 5 л на одного пассажира;

- жидкости и алкогольные напитки с содержанием алкоголя по объему не более 24%, упакованные в потребительскую тару, на которую нанесены федеральные специальные марки алкогольной продукции.

  Провоз алкогольной продукции, приобретенной до прохождения предполетного досмотра, на борту воздушного судна в вещах, находящихся при пассажире, не разрешена.

  Согласно ч. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее – ВК РФ) по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

  Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.   Согласно п. 1 ст. 127 ВК РФ: «…перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии».

  В соответствии с ч. 2, 3 ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

В соответствии со ст.120 ВК РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

       В соответствии с п.76 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее – ФАП-82), перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Согласно п. 226 ФАП-82: «…пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».   Согласно п. 227 ФАП-82: «…вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае: отмены или задержки рейса, указанного в билете».

  Согласно п. 234 ФАП-82: «…требование о возврате провозной платы предъявляется в порядке, установленном правилами перевозчика и договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза».

  Согласно п. 235 ФАП-82: «… возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. № 155.

  Согласно п. 1 и 3 ст. 31 Федерального закона  от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 31.07.2020)  «О защите прав потребителей» требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
За нарушение предусмотренных сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28. В случае нарушения сроков, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 28, потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29.

Согласно ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ):

1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Согласно п.1 ст. 395 ГК РФ: «…в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором».

При выявлении нарушений принимаются профилактические меры и меры инспекторского реагирования. Направляется на рассмотрение в рамках компетенции в Роспотребнадзор.

В соответствии с частью 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее ГК РФ): «…по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа». Согласно части 2 статьи 784 ГК РФ: «…общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами».
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»: «…если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами». Таким образом, условия и правила осуществления воздушных перевозок на территории Российской Федерации регулируются специальными законами Российской Федерации, а именно воздушным законодательством Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 2 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ: «…воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее ФАП-82): «...перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза». Согласно пункту 4 ФАП-82: «…перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок (далее - правила перевозчика). Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».

В соответствии с пунктом 72 ФАП-82: «…регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов». Согласно пункту 77 ФАП-82: «…для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа. Регистрация пассажиров может проводиться на сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - интернет-сайт перевозчика), позволяющем пассажиру самостоятельно осуществить регистрацию с предоставлением пассажиру посадочного талона в электронном виде (далее - регистрация в электронной форме), в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта».
При этом, в соответствии с пунктом 81 ФАП-82: «…регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных
с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка».

Согласно пункту 80 ФАП-82: «…пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны,
с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна». В соответствии с пунктом 90 ФАП-82: «…пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс».

При этом, в соответствии с пунктом 91 ФАП-82: «…пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру». Кроме этого, согласно пункту 71 ФАП-82: «…перевозка пассажира, багажа, груза, выполняемая до аэропорта (пункта) назначения, в который должен быть доставлен пассажир, багаж, груз согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) назначения) несколькими перевозчиками по одному билету, багажной квитанции, грузовой накладной или оформленному(ым) вместе с ним дополнительному(ым) билету(ам), багажной(ым) квитанции(ям), грузовой(ым) накладной(ым), в котором(ых) указывается номер билета, багажной квитанции, грузовой накладной, к которому он(и) оформлены, рассматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место пересадка (перегрузка) или перерыв в перевозке».
В соответствии с пунктом 27 ФАП-82: «…если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира. Отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признается изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира».

Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1640 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» не содержат исключений для субъектов транспортной инфраструктуры (перевозчиков), осуществляющих международные перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

  Соответственно, субъект транспортной инфраструктуры (перевозчик) обязан оформить паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, который регламентируются в упомянутых нормативно-правовых актах.

  При движении по ЦКАД (платная дорога) реализована безбарьерная система взимания платы «Свободный поток». Вопросы оплаты проезда по ЦКАД относятся к компетенции оператора взимания платы ООО «Автодор-Платные дороги».

 При безбарьерном проезде по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги транспортного средства, оплатить проезд возможно как во время движения транспортного средства с помощью электронного средства регистрации проезда (транспондер T-pass или другого эмитента), так и в течение 5 дней после поездки, воспользовавшись соответствующими разделами на сайтах компаний ООО «Автодор — Платные Дороги» и «Единый Оператор ЦКАД».

Если у вас возникли вопросы по оплате проезда по ЦКАД, Вы можете обратиться к Единому оператору ЦКАД, позвонив в Единый контактный центр по телефону *2323 (для мобильного телефона), 8-800-707-23-23 (для стационарного телефона). Звонки принимаются круглосуточно.

Обращаем внимание, что плата за проезд по ЦКАД должна быть внесена в течение 5 суток после поездки. В случае отсутствии оплаты, по истечении указанного срока в отношении владельца транспортного средства выносится постановление по делу об административном правонарушении по ст. 12.21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  Примечанием к статье 12.21.4 КоАП РФ установлено, что лицо, привлеченное к административной ответственности, и исполнившее обязанность по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении, освобождается от административной ответственности, а дело об указанном административном правонарушении подлежит прекращению.

  Таким образом, в случае погашения задолженности в течение 20 дней после вынесения постановления штраф автоматически будет отменен, и оплачивать его не требуется. 

  В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ) предусмотрено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

  Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях не могут рассматриваться по правилам, предусмотренным Федеральным законом № 59-ФЗ, поскольку такие жалобы рассматриваются в процессуальном порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В случае несогласия с постановлением по делу об административном правонарушении оно может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ.   В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

  Согласно части 3 статьи 30.2 КоАП РФ, жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

  В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Указанные жалобы могут быть поданы в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью либо простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг либо посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на бумажном носителе, которая подписана уполномоченным лицом, или подачи жалобы в электронной форме, подписанной электронной подписью, она будет рассмотрена
в установленном КоАП РФ порядке.

  Указанную жалобу необходимо направить в МТУ Ространснадзора по ЦФО по адресу: 125475, г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 32А или по электронной почте: priemnaya@cfo.rostransnadzor.gov.ru.

Пунктом 1 приложения № 14 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации» установлено, что получение лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не требуется. 

 Для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте по адресу, не указанному в лицензии, необходимо подать уведомление о начале осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте по этому адресу, воспользовавшись формой подачи уведомления на ЕПГУ по ссылке https://lk.gosuslugi.ru/org-profile/knd.