ОАО «РЖД» планируют запуск поездов на альтернативном топливе до 2028 года
Компания ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») намерена ввести в эксплуатацию поезда на газовом и водородном топливе в период с 2027 по 2028 год, об этом говорится в отчете компании за 2023 год «Реализация проектов по внедрению подвижного состава с использованием газа и водородного топлива планируется в период с 2027 по 2028 год». Тем не менее, конкретный тип подвижного состава в отчете не уточняется.
Ранее, в апреле 2023 года, заместитель генерального директора РЖД Олег Валинский сообщил журналистам, что компания ожидает поставки первых грузовых локомотивов на водородном топливе от российских производителей уже в 2026 году. Валинский также отметил, что первыми пассажирскими поездами на водороде в России станут пригородные поезда. Согласно подписанному соглашению в 2019 году между ОАО «РЖД», Госкорпорацией «Росатом», АО «Трансмашхолдинг» и властями Сахалинской области, в качестве пилотного полигона для этого проекта выбрана инфраструктура острова Сахалин, где ожидается, что первые водородные составы начнут курсировать в конце 2025 года.
Проекты по созданию локомотивов на альтернативном топливе активно развиваются крупнейшими российскими производителями — АО «Синара – Транспортные Машины» (АО «СТМ») и АО «Трансмашхолдинг» (АО «ТМХ»).
АО «СТМ» в настоящее время работает над проектом водородного маневрового локомотива на базе платформы ТЭМ10, который был сертифицирован и запущен в серию в 2020 году. На этой же платформе выпускается и газотепловоз ТЭМГ1. Модификация ТЭМ10 на водородном топливе должна быть завершена к 2025 году. АО «СТМ» также занимается созданием газомоторной версии магистрального тепловоза 2ТЭ35А с цистерной-тендером.
В свою очередь, АО «ТМХ» разрабатывает маневровый газотепловоз ТЭМ29, опытный образец которого планируется изготовить к 2026 году, а сертифицировать – в 2027 году. Совместно с ВНИКТИ реализуется проект по модернизации тепловоза ТЭМ18ДМ в газодизельный вариант, его сертификация и запуск в серию ожидается в 2025 году. В апреле этого года АО «ТМХ» представили рендер магистрального тепловоза 2(3)ТЭ30, который также может работать на смеси газа и дизельного топлива.
Планы ОАО «РЖД» по внедрению альтернативного топлива в железнодорожный транспорт обещают стать важным шагом к устойчивому развитию и инновациям в российской транспортной отрасли, создавая перспективы для дальнейшего применения экологически чистых технологий железнодорожных перевозок в стране.