О необходимости принятия комплексных мер, направленных на недопущение снижения уровня безопасности полетов в области авиации общего назначения и при выполнении авиационных работ
В период с 23 мая 2024 года по 13 июня 2024 года в гражданской авиации Российской Федерации произошло 4 аварии и 6 серьезных инцидентов, преимущественно в авиации общего назначения и при выполнении авиационных работ. Изложенное свидетельствует о негативной динамике деятельности гражданской авиации и существующих факторах опасности, представляющих реальную угрозу безопасности полетов и охраняемым законом ценностям.
Во многом произошедшие события обусловлены недостаточным контролем со стороны субъектов гражданской авиации за важнейшими с точки зрения безопасности направлениями деятельности, такими как подготовка авиационного персонала, поддержание летной годности эксплуатируемой авиационной техники, использование воздушного пространства. Текущая ситуация также усугубляется снижением уровня ответственности и зачастую пренебрежительным отношением к обязательным требованиям в области гражданской авиации.
В данных обстоятельствах представляется целесообразным принятие эксплуатантами и владельцами посадочных площадок действенных мер, направленных на недопущение авиационных событий и возникновения угрозы жизни и здоровью граждан.
Эксплуатантам и владельцам воздушных судов рекомендовано исключить факты допуска к выполнению полетов членов летных экипажей, не имеющих свидетельств специалистов авиационного персонала или не прошедших предусмотренные законодательством виды подготовок, а также не нарушать режим рабочего времени и отдыха.
Необходимо обеспечить соответствующее поддержание летной годности воздушных судов посредством проведения технического обслуживания с соблюдением установленной периодичности.
Не допускать факты выполнения полетов на воздушных судах без их фактического нахождения в сертификате (свидетельстве) эксплуатанта.
Исключить нарушения правил использования воздушного пространства, в том числе выражающиеся в выполнении полетов без разрешения или уведомления органов обслуживания воздушного движения.
Целесообразно усилить контроль за надлежащим функционированием системы управления безопасностью полётов и своевременным реагированием на отклонения от требований эксплуатационной документации, а также не пренебрегать возникающими факторами опасности, свидетельствующими о существующих рисках наступления негативных последствий. Кроме того, следует осуществлять выработку корректирующих мероприятий.
Обращаем внимание владельцев посадочных площадок на необходимость соблюдения требований, установленных Федеральными авиационными правилами «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденными приказом Минтранса России от 4 марта 2011 г. № 69.
Кроме того, предлагаем осуществлять перед каждым вылетом воздушного судна проверку руководств и судовых документов, предусмотренных статьей 67 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.20 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128.
Направляя указанные рекомендации, прошу усилить контроль за выполнением обязательных требований. Отмечаем, что принятие уполномоченными органами власти и субъектами гражданской авиации совместных мер позволит снизить риски наступления неблагоприятных последствий, случаев гибели и травмирования граждан, что положительно отразится на поддержании надежного уровня безопасности полетов.