Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ЦФО) г. Москва
Столкновением с грузовым поездом 12.02.2024
Информационное письмо по случаю транспортного происшествия, допущенного 12 февраля 2024 г. на железнодорожной станции Бердяуш Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
1. Обстоятельства произошедшего:
12.02.2024 в 16 часов 49 минут (МСК) при отправлении хозяйственного поезда № 8502 в составе тепловоза ЧМЭ3 № 3735, машины ПРЛ-4 № 158 и вагона сопровождения с 7-го приемоотправочного пути Уральского парка железнодорожной станции Бердяуш Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», при скорости 41,5 км/ч допущен проезд выходного светофора ЧО с запрещающим показанием
и последующим боковым столкновением с грузовым поездом № 2336 следовавшим в режиме тяги со скоростью 44 км/ч в попутном направлении по 2 обводному пути на 2 главный путь станции Бердяуш.
В результате столкновения в поезде № 8502 допущен сход тепловоза ЧМЭ3 № 3735, машины ПРЛ-4 № 158 и 1-го вагона (№ 08121600), в поезде № 2336 в сходе 12-ть порожних вагонов (с 44 по 55 №№ 59037655, 58793902, 59251595, 95205936, 53030862, 61593208, 57763393, 63694731, 56712375, 63781579, 90021395 и 63457238).
Расследованием установлено, что в 16 часов 40 минут машинист хозяйственного поезда № 8502 Дрёмин А.Г. получил команду от ДСП станции Бердяуш Петуховой М.А. на следование от маршрутного светофора ЧМ7У с 7-го приемоотправочного пути Уральского парка железнодорожной станции Бердяуш до выходного светофора ЧО с запрещающим показанием,
в 16 часов 41 минуту машинист Дрёмин А.Г. повторяет команду ДСП, дежурная по станции Бердяуш Петухова М.А. подтверждает правильность восприятия команды на движение, после чего машинист Дрёмин А.Г. привел поезд в движение и в 16 часов 48 минут 55 секунд допустил проезд светофора ЧО с запрещающим показанием, с последующим боковым столкновением с грузовым поездом № 2336.
Согласно справке к акту медицинского освидетельствования № 39
от 12.02.2024 по результатам освидетельствования машиниста Дрёмина А.Г. обнаружены клинические признаки опьянения (1,15 ммоль/л), предусмотренные приложением № 2 к Порядку проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.12.2015
№ 833н.
Фельдшер ЧУЗ КБ РЖД Медицина Шаплыгин В.Н. в нарушение требований пункта 11 Порядка проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, утвержденного приказом Минтранса России от 12.01.2021 № 4, допустил машиниста Дрёмина А.Г. к смене без регистрации величины артериального давления и частоты пульса. Проведение предрейсового медицинского осмотра с использованием системы автоматизированных медицинских осмотров АСПО машинисту Дрёмину А.Г. было фальсифицировано путем проведения на АСПО осмотра другому лицу – помощнику машиниста Гайнанову А.Ю. в 7 часов 57 минут.
2. Последствия:
В результате транспортного происшествия погибших и пострадавших нет, вреда окружающей среде не нанесено, утраты груза не допущено.
Повреждено: машина ПРЛ-4 № 158 до степени исключения, 8 вагонов до степени исключения, 2 вагона в объеме капитального ремонта, 1 вагон в объеме деповского ремонта, 2 вагона в объеме текущего ремонта, тепловоз ЧМЭ3 № 3735 в объеме текущего ремонта ТР-3.
Полный перерыв движения поездов по железнодорожной станции Бердяуш и на перегоне Бердяуш – Тундуш составило 15 часов 23 минуты.
Задержано: 21 пассажирский поезд на 77 часов 00 минут, 2 пригородных поезда на 8 часов 49 минут, 83 грузовых поезда на 226 часов 15 минут.
3. Причина нарушения безопасности движения:
Причиной допущенного нарушения безопасности движения явился проезд локомотивной бригадой эксплуатационного локомотивного депо Златоуст Южно-Уральской дирекции тяги структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» светофора ЧО с запрещающим показанием и последующее боковое столкновение с грузовым поездом.
4. Обязательные требования, несоблюдение которых привело к возникновению нарушения безопасности движения:
Машинистом поезда Дрёминым А.Г. нарушены обязательные требования:
- пункта 10 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250 (далее Правила):
- машинист обязан пройти в установленном порядке обязательный предрейсовый или предсменный медицинский осмотр;
- пунктов 66 и 67 приложения № 2 к Правилам:
- машинист при ведении поезда, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава обязан следить за свободностью железнодорожного пути, сигналами, сигнальными указателями и знаками;
- при запрещающих показаниях светофоров, наличии сигналов остановки и сигналов, требующих снижения скорости, машинист поезда обязан применить служебное торможение, остановить поезд, не проезжая сигнала остановки.
5. Классификация нарушения безопасности движения в соответствии с Положением о расследовании:
В соответствии с требованиями пункта 3 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344, данное транспортное происшествие классифицировано, как крушение, связанное со столкновением железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом на железнодорожной станции общего пользования, при поездной работе, в результате которого поврежден железнодорожный подвижной состав до степени исключения.