Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ЦФО) г. Москва

Информационное письмо по транспортному происшествию, допущенному 01.04.2024 на перегоне Иванцево - Костино Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»

Обстоятельства произошедшего:

 

01 апреля 2024 года в 21 час 18 минут при следовании грузового поезда
№ 2726 (вес 3521 тонн, 54 вагона, 3 вагона с опасными грузами) с электровозом ВЛ10У № 971 под управлением локомотивной бригады эксплуатационного локомотивного депо Бекасово Сортировочное Московской дирекции тяги в составе машиниста Насырина И.А. и помощника машиниста Черненкова А.А. на перегоне Иванцево - Костино Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», при скорости 52 км/час (в режиме тяги) по контрольным приборам выявлено пропадание напряжения в контактной сети и срабатывание датчика обрыва тормозной магистрали.

При осмотре поезда локомотивной бригадой выявлен размыв верхнего строения железнодорожного пути № 1 и сход 11 вагонов (с 33 по 43 с головы состава поезда).

 

Последствия:

 

В результате нарушения безопасности движения погибших
и пострадавших нет. Перерыв движения по I главному пути составил 35 часов 36 минут.

Повреждено:

- вагоны № 53431870, 58576273, 61164612, 56225626, 54192760, 60180239, 65178840, 64959349 до степени исключения;

- вагоны № 58055435, 65024580, 94944782 в объеме текущего отцепочного ремонта (ТР-2);

- 76 метров железнодорожного пути;

- 3 опоры контактной сети, 100 метров усиливающего провода;

- деформировано земляное полотно в виде оползания правого откоса насыпи в объеме более 450 м3 с захватом 3,3 метра основной площадки;

- деформирована рельсошпальная решетка по I главному пути.

 

Причина нарушения безопасности движения:

 

Причиной транспортного происшествия явилась потеря устойчивости рельсошпальной решетки, в результате деформации основной площадки земляного полотна из-за отсутствия укрепления откосов и водоотводных кюветов, предусмотренных проектной документацией, отсутствие перехватывающего водоотвода с верховой стороны, в связи с чем поток талых вод поступал в перегруженный правосторонний кювет.

 

 

Обязательные требования, несоблюдение которых привело к возникновению нарушения безопасности движения:

 

Работниками Александровской дистанции пути структурного подразделения Московской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», не обеспечено соблюдение обязательных требований в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта,
а именно:

- пункта 1 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ
«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №      17-ФЗ), в части содержания железнодорожных путей общего пользования с соблюдением правил безопасности движения
и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам;

- пункта 2 ст. 20 Федерального закона № 17-ФЗ, в части обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

- пункта 6 раздела II Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России
от 23.06.2022 № 250 (далее - Правила), в части ответственности за содержание
и исправное техническое состояние железнодорожных путей, сооружений
и устройств железнодорожного транспорта с обеспечением периодичности выполнения ремонтов, установленных нормативной технической документацией;

- пункта 13 Раздела III Правил, пункта 42 раздела IV Правил, в части несоответствия железнодорожного пути на 79 км пк 1 утвержденной проектной, конструкторской и эксплуатационной документации (рабочий проект
№ 2004-49) и как следствие на участке не завершённых работ
ООО «ЭлитСпецСтрой» в нестабильном земляном полотне в процессе его эксплуатации произошли конструктивные изменения. На насыпи имеется уширение балластной призмы, обочины отсутствуют, ширина основной площадки земляного полотна заужена, крутизна откосов завышена, полностью нарушен поверхностный сток воды, не сохранена техническая документация по приемке пути перегона Иванцево - Костино в эксплуатацию после проведения капитального ремонта в 2004 году;

- пункта 42 раздела IV Правил, пункта 5.10 «Инструкции по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения ледоходу
и пропуску весенних и ливневых вод», утвержденной распоряжением
ОАО «РЖД» от 23.01.2019 № 103/р (далее - Инструкция), в части отсутствия согласования с подрядной строительной организацией перечня работ, необходимых для обеспечения безопасного пропуска весенних (ливневых) вод, не осуществления контроля за своевременным окончанием (или временной,
на период паводка, консервацией) строительных, ремонтных и укрепительных работ на объектах, которые выполняются подрядными строительными организациями;

- пункта 42 раздела IV Правил, пунктов 5.3.1., 5.3.2 Инструкции, в части
не выполнения требований по очистке труб с недостаточной водопропускной способностью, находящихся в стадии переустройства, не проведения работ
по очистке русла водопропускных сооружений и их укреплений, насыпь земляного полотна не была определена как подверженная деформации, после возвышения бровки над горизонтом высоких вод не была осмотрена полоса отвода с прилегающей автодорогой вблизи железнодорожного пути, которая оказала влияние на состояние железнодорожных сооружений при пропуске весенних и ливневых вод, водопропускная труба через автомобильную дорогу
в районе железнодорожного переезда была заилена;

- пункта 42 раздела IV Правил, пункта 6.8 Инструкции, в части
не проведения работ по усилению контроля за состоянием железнодорожного пути и сооружений в период ливневых и паводковых вод.

Участок железнодорожного пути не поставлен на учет в паспорте неустойчивого и деформирующегося земляного полотна (форма ПУ-9),
не введен в перечень особо опасных мест по пропуску ледохода и паводка, утвержденный распоряжением Московской железной дороги от 09.01.2024
№ МОСК-13/р;

- пункта 42 раздела IV Правил, пункта 3.3.8 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденная распоряжением
ОАО «РЖД» от 14.11.2016 № 2288р (далее - Инструкция № 2288р), в части
не проведения работ по текущему содержанию земляного полотна, срезки
и планировки отдельных неровностей и мест с повышенной влажностью
на обочинах, заделки трещин и впадин, размывов на обочинах и откосах, крепление дна и откосов водоотводных сооружений.

Работниками ООО «ЭлитСпецСтрой» (субподрядчик Строительно­монтажного треста № 3 - филиала АО «РЖДстрой»):

- в нарушении пункта 3.3.2 Инструкции № 2288р не была обеспечена несущая способность основной площадки земляного полотна - способность грунтов, располагающихся под балластным слоем ниже основной площадки воспринимать нагрузку от поезда без остаточных деформаций в течение межремонтного периода, адресный календарный график выполнения работ не разработан, этапность и сроки их выполнения не определены, не проведены работы по очистке и профилированию водоотводных кюветов, укреплению профилированию откосов насыпи и выемки, устройству закюветной полки шириной 3 м и бермы.

- в нарушении пункта 4.2.2 Правил назначения ремонтов железнодорожного пути, утверждённые распоряжением ОАО «РЖД» № 2888/р от 17.12.2021 (далее Правил № 2888/р) не были своевременно устранены деформации основной площадки земляного полотна, с восстановлением водопропускной способности кюветов;

- в нарушении пункта 4.10 Правил № 2888/р, капитальный ремонт земляного полотна и его сооружений выполнялся не в соответствии с запроектированной технологией работ, земляное полотно не было восстановлено с учетом основных технических и эксплуатационных показателей их прочности, устойчивости и надежности, удовлетворяющих установленным нагрузкам на ось и скоростям движения поездов, не выполнено устройство нагорной канавы с правой стороны на указанных ординатах, кроме этого, согласно проектным решениям не выполнены работы по укреплению откосов и кюветов на указанных участках, не выполнены проектные решения по I-му главному пути на 79 км пк 1 у правостороннего откоса насыпи над трубой, в части укрепления кювета монолитным бетоном протяженностью 28,6 м и удлинением трубы на 1,68 м.

 

Классификация нарушения безопасности движения в соответствии с Положением о расследовании:

 

В соответствии с пунктом 3 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России
от 18 декабря 2014 года № 344, данный случай классифицирован как крушение.

Файлы