Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ЦФО) г. Москва

Информационное письмо по транспортному происшествию, допущенному 9 августа 2024 года на железнодорожной станции Оленегорск Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»

1.    Обстоятельства произошедшего:

9 августа 2024 года в 14 часов 40 минут (Мск) на 1337 км пк 6 пути № 14 приемо-отправочного парка железнодорожной станции Оленегорск Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» по причине падения давления в тормозной магистрали допущена вынужденная остановка маневрового состава с локомотивом серии ТЭМ18ДМ № 1428 (29 вагонов, вес 2567 тонн, груз-уголь каменный марки Д) под управлением машиниста эксплуатационного локомотивного депо Мурманск Октябрьской дирекции тяги Савкевича А.А.
По результатам расследования установлено, что при проведении 8 августа 2024 года на железнодорожной станции Оленегорск комиссионного месячного осмотра на приемо-отправочном пути № 14 на участке от стрелочного перевода № 61 до стрелочного перевода № 25 выявлено уширение колеи 1545 мм на 3 м (срок устранения 12 августа 2024 года). 
Устранение указанной неисправности было запланировано 09 августа 2024 года, о чем в 9 часов 17 минут 9 августа 2024 года бригадиром (освобожденным) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений Апатитской дистанции инфраструктуры Христофоровым С.В. была сделана запись в журнале Осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связии контактной сети формы ДУ-46.
9 августа 2024 года в период с 8 часов 00 минут до 12 часов 00 минут путевая бригада под руководством бригадира (освобожденного) Христофорова С.В.по указанию дорожного мастера Апатитской дистанции инфраструктуры Розова С.Н. выполняла работы по выправке пути на участке от стрелочного перевода № 16 до стрелочного перевода № 70 по первому главному пути станции Оленегорск.
После перерыва на обед, путевая бригада под руководством бригадира (освобожденного) Христофорова С.В. прибыла на 14 путь станции Оленегорск и без получения разрешения на производство работ от дежурного по станции Оленегорск и без ограждения места производства работ, на участке от стрелочного перевода № 61 до стрелочного перевода № 25 произвела подготовительные работы по регулировке ширины рельсовой колеи, при этом расшив 15 концов шпал по правой колее (в том числе 5 концов шпал были расшиты на полное количество костылей).
Дежурный по станции Оленегорск Блохин В.Н не имея информации о начатых путевой бригадой работах по регулировке ширины рельсовой колеи, дал команду машинисту локомотива ТЭМ18ДМ № 1428 Савкевичу А.А. на производство маневровой работы по 14 приемо-отправочному пути.
При движении маневрового состава на участке между стрелочным переводом № 61 и стрелочным переводом № 25 произошел сход 8 вагонов (с 16 по 23 по ходу движения), при этом первый сошедший вагон (№ 57900433) накренился на 45о, в результате чего произошло его столкновение с маневровой вышкой № 1 (2-ух этажное кирпичное здание), с последующим ее разрушением.
На момент схода в маневровой вышке № 1 находился составитель поездов железнодорожной станции Оленегорск Головня В.Н. (согласно Правил внутреннего трудового распорядка железнодорожной станции Оленегорск здание маневровой вышки № 1 использовалось для отдыха составителей поездов при перерыве производства технологических операций), который в результате ее разрушения был травмирован.

2.    Последствия:

В результате транспортного происшествия вред окружающей природной среде и экологии не причинен, условия жизнедеятельности людей не нарушены. 
Травмирован работник ОАО «РЖД» – составитель поездов железнодорожной станции Оленегорск Головня В.Н., на момент схода подвижного состава находившийся в маневровой вышке № 1. Госпитализирован в центральную районную больницу города Оленегорска, 10 августа 2024 года транспортирован в Мурманскую областную клиническую больницу, где 11 августа 2024 года скончался.
Повреждено:
- 8 вагонов (№№ 57900433, 64826217, 68123371, 63411763, 62501515, 68091842, 60588332, 64827355) в объеме текущего отцепочного ремонта;
- 1 опора контактной сети;
- 100 м контактной подвески; 
- 90 метров железнодорожного пути;
- 1 стрелочный перевод;
- разрушена маневровая вышка № 1.
Задержано: 3 пассажирских поезда на 44 минуты, 22 грузовых поезда на 21 час 51 минуту, общее время задержки составило 22 часа 35 минут.
Движение поездов по железнодорожной станции Оленегорск не прерывалось.

3.    Обязательные требования, несоблюдение которых привело к возникновению нарушения безопасности движения:

Бригадиром (освобожденным) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений Апатитской дистанции инфраструктуры Октябрьской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД Христофоровым С.В. нарушены требования:
части 2 статьи 20 Федерального закона № 17-ФЗ, в части обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности перевозок грузов, багажа и грузобагажа;
пункта 6 раздела II Правил, в части выполнения технического обслуживания и ремонта сооружений и устройств в соответствии с ремонтной и эксплуатационной документацией;
пункта 24 приложения №13 к приложению № 2 Правил, в части запрета на производство на станционных железнодорожных путях работ, требующих ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, без согласия дежурного по железнодорожной станции и без предварительной записи руководителем работ в журнале осмотра и без выдачи машинистам поездов предупреждений о порядке проследования места работ;
Дорожным мастер Апатитской дистанции инфраструктуры Октябрьской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД Розовым С.Н. нарушены требования:
части 2 статьи 20 Федерального закона № 17-ФЗ, в части обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности перевозок грузов, багажа и грузобагажа;
пункта 2 приложения № 15 к приложению № 2 Правил, в части обеспечения формирования заявки о назначение предупреждения в связи с производством работ по регулировке ширины колеи;
Заместителем начальника Апатитской дистанции инфраструктуры Октябрьской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД Бодуновым А.В. нарушены требования: 
части 2 статьи 20 Федерального закона № 17-ФЗ, в части обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности перевозок грузов, багажа и грузобагажа;
пункта 41 раздела IV Правил, в части содержания всех элементов железнодорожного пути в исправном и работоспособном техническом состоянии, обеспечивающем безопасное движение поездов и маневровой работы, в соответствии с проектной, ремонтной или эксплуатационной документацией.

4.    Причина нарушения безопасности движения:

Причиной транспортного происшествия явились нарушения обязательных требований законодательства работниками Апатитской дистанции инфраструктуры Октябрьской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», допущенные при производстве путевых работ по регулировке ширины колеи на участке между стрелочными переводами № 25-№ 61 станции Оленегорск, что привело к сходу железнодорожного подвижного состава, последующему столкновению вагона № 57900433 с маневровой вышкой № 1 и ее разрушению.

5.    Классификация нарушения безопасности движения в соответствии с Положением о расследовании:

В соответствии с пунктом 3 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. № 344, данное нарушение безопасности движения поездов классифицировано как крушение. 
 

Файлы