Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Южному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ЮФО) г. Ростов-на-Дону

I квартал

 

29 марта 2023 г. в 22 часа 41 минуту на железнодорожной станции Марцево, Северо-Кавказской железной дороги, при расформировании группы вагонов с немеханизированной горки малой мощности на сортировочно-отправочном пути № 10 парка «В» допущено боковое столкновение первого вагона в отцепе из 3-х вагонов с хвостовым вагоном, стоящем на этом пути в составе группы из 50-ти вагонов. В результате столкновения схода подвижного состава не допущено. Причиной столкновения железнодорожного подвижного состава явилось нахождение вагонов за пределами полезной длины пути № 10 сортировочно-отправочного парка «В» и отсутствие информации об этом у причастных работников станции, из-за нарушения технологии роспуска вагонов с горки малой мощности.Составителем поездов станции Марцево нарушены пункт 47 Приложения № 10 к Инструкции по организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте Российской Федерации, являющейся Приложением № 2 к ПТЭ (далее — ИДП), и пункта 2.2.14 Инструкции по работе немеханизированной горки малой мощности железнодорожной станции Марцево Северо-Кавказской железной дороги, утвержденной 11 марта 2021 г., в части расцепки вагонов до получения команды дежурного по парку «Д» о начале роспуска.Дежурным по парку «Д»  нарушены требования: подпункта 1 пункта 48 Приложения № 10 к ИДП, в части не убеждения перед началом роспуска вагонов с горки малой мощности в степени свободности железнодорожных путей со стороны горки и наличия проходов на них; подпункта 3 пункта 48 Приложения № 10 к ИДП, в части не ознакомления перед началом роспуска вагонов с характером предстоящего роспуска составителя поездов и регулировщика скорости движения вагонов.

29 марта 2023 г. в 05 часов 38 минут на железнодорожной станции Кавказская Северо-Кавказской железной дороги при маневровых передвижениях одиночным локомотивом 2ТЭ116 (приписки эксплуатационного локомотивного депо Краснодар 'Северо-Кавказской дирекции тяги) под управлением локомотивной бригады эксплуатационного локомотивного депо Туапсе Северо-Кавказской дирекции тяги в составе машиниста и помощника машиниста,  при скорости 12,5 км/ч (установленная скорость 25 км/ч) допущен проезд запрещающего сигнала маневрового светофора МЗ с  последующим сходом с рельс 3-х колесных пар 2-й тележки секции «А» локомотива 2ТЭП6 на стрелочном переводе № 81 парка «Б» станции Кавказская.

Причиной схода явился проезд запрещающего сигнала маневрового светофора. Нарушены требования пункта 12 приложения № 20 к ИДП, в части приведения локомотива в движение без ранее доведенного плана маневровой, пункта 34 приложения № 10 к ИДП привел в движение локомотив без получения от руководителя маневров указания по устройствам технологической железнодорожной электросвязи, не убедился в наличии разрешающего показания маневрового светофора перед выездом на стрелки централизованных маневровых маршруту.

 27 марта 2023 г. в 03 часа 16 минут на железнодорожном пути № 8 (переданном в ведение эксплуатационного вагонного депо Астрахань) примыкающем к железнодорожной станции Аксарайская-2 Приволжской железной дороги, при следовании маневрового состава из шестнадцати вагонов с маневровым локомотивом ЧМЭ3З, допущен сход с рельс всеми колесными парами второй по ходу движения тележки маневрового локомотива.

Причиной схода маневрового тепловоза явилось перекатывание левых колес второй по ходу движения тележки тепловоза через головку наружного рельса в кривом участке пути с последующим провалом внутрь колеи правых колес второй по ходу движения тележки тепловоза, из-за нарушения положения пути в плане в кривом участке пути по стрелам изгиба величиной 102 мм на длине 10 метров между точками измерений 87 и 97. Нарушены требования пункта 41 раздела 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 23.06.2022 №250.

 24 марта 2023 г. в 03 часа 45 минут на железнодорожной станции Сулин, Северо-Кавказской железной дороги при производстве маневровой работы по уборке группы из 6-ти вагонов с пути необщего пользования ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» локомотивом вперед на погрузочно-выгрузочный путь станции № 12 при скорости 11 км/ч  допущен сход с рельс колёсных пар вагона.  Причиной схода явилось отжатие правого остряка стрелочного перевода № 50 при проходе по нему локомотива и двух вагонов из-за не запирания остряка на типовую закладку и не постановки фиксирующего устройства запорной закладки составителем поездов. Нарушены требования пункта 3 Приложения № 10 к Инструкции по организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте Российской Федерации, являющейся Приложением № 2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса Российской Федерации от 23 июня 2022 г. № 250.

 23.03.2023 г. в 15 часов 31 минуту при производстве  маневровых работ  на железнодорожном пути необщего пользования Балаковской ТЭЦ-4 филиала «Саратовский» ПАО «Т Плюс», примыкающего к станции Балаково Приволжской железной дороги допущен сход с рельс колёсных пар вагона. Причиной схода явилось кустовая гнилость шпал и наличие ширины рельсовой колеи 1585 мм при максимально допустимом не более 1548 мм. Нарушение  требования п. 45 раздела 5 к Правилам Технической Эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 23.06.2022 №250.

  23 марта 2023 г. в 22 часа 55 минут на горочном замедлителе № 2 сортировочного парка «С» станции Им. Максима Горького Приволжской железной дороги, при расформировании состава, прибывшего с поездом №2002, локомотивом ТЭМ7ТА приписки эксплуатационного депо Максим Горький Приволжской дирекции тяги, под управлением машиниста этого же депо допущен сход с рельс колёсных пар порожнего вагона.Непосредственной причиной схода вагона с рельс явился удар гребнем правого колеса первой по ходу движения колесной пары в правую, внутреннюю тормозную шину замедлителя № 2, с последующим набеганием гребня колеса на внутреннюю тормозную шину и движением по ней, с перекатыванием через рельс и падением и сходом правого колеса первой по ходу движения колесной пары на выходе из замедлителя. На замедлителе произошло смещение внутренней тормозной балки замедлителя № 2 в положении «заторможено», с уменьшением бокового зазора между внутренней тормозной шиной и головкой рельса до 22 мм, при норме 62- 66 мм из-за раскручивания первого вертикального болта крепления правой внутренней балки по причине отсутствия приварки кольца к головке болта.

  21 марта 2023 г. в 15 часов 33 минуты на железнодорожной станции  Ростов-Товарный Северо-Кавказской железной дороги  допущен сход с рельс колёсных пар вагонов. Основными причинами схода вагонов явились наличие ширины колеи величиной более 1548 мм и сплошная негодность 30 деревянных шпал, нарушены требования раздела V Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250.

 18.03.2023 г. в 13 часов 38 мин. при производстве маневровых работ на пути необщего пользования АО «Сталепромышленная компания» станция примыкания Батайск Северо-Кавказской железной дороги,  на стрелочном переводе № 2 допущен сход с рельс колёсных пар 2-х грузовых вагонов. Выполнение маневровых передвижений осуществлялось вагонами вперед под руководством составителя поездов железнодорожной станции Батайск с тепловозом ТЭМ18ДМ.Причиной схода явилась кустовая гнилость бруса на стрелочном переводе № 2, нарушены требования раздела V Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 25

17.03.2023 г. в 12 часов 15 минут на пути необщего пользования АО «НИЖНЕГОРСКИЙ РАЙАГРОПРОМСНАБ» станции Нижнегорская Крымской железной дороги произошел сход с рельс одной колёсной пары тепловоза ЧМЭ-3 № 5761. Причиной схода явилось нарушение пункта 47 раздела V Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», утверждённых приказом Министерство транспорта Российской Федерации от 23.06.2022 г. №250, в части неисправности пути в плане (рихтовка), а именно разность смежных стрел прогиба, измеряемых от середины хорды длиной 20 м, при длине неровности пути от 10 до 20 метров превышающих более 65 мм.

12.03.2023 в 03 часа 40 мин. на станции имени Максима Горького Приволжской ж.д. при производстве маневровых работ по роспуску состава (69 вагонов, тепловозом ТЭМ7А № 519 приписки ТЧЭ имени Максима Горького под управлением машиниста этого же депо) допущен сход подвижного состава. Планом маневровой работы предусматривалось производство маневровой работы по надвигу и роспуску состава из 69-ти вагонов с 5-го пути парка «В» на пути сортировочного парка «С». Состав следовал со скоростью 6 км/ч, локомотивная бригада применила экстренное торможение, увидев накренившийся подвижной состав. При осмотре выявлен сход 2-х вагонов и двух мотовозов с соударением стрелы мотовоза по касательной с вагонами прибывающего поезда № 2905. Мотовозы принадлежности ООО «Ремжелдортехпром» следовали со станции Сольвычегодск Северной ж.д. на станцию Тихорецкая Северо- Кавказской ж.д. Причиной схода явилось нарушение владельцем мотовоза п. 16.  Приложения 16 к Приложению № 2 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250, в части не качественной подготовки перед отправлением к следованию в не рабочем состоянии.

 

24.02.2023 года в 18 часов 00 минут  при производстве маневровых работ на пути необщего пользования ООО «Тендер», станция примыкания Целина Северо-Кавказской железной дороги, допущен сход с рельс локомотива ЧМЭ-Зт на пути № 9. Железнодорожный путь необщего пользования ООО «Тендер» принадлежит физическому лицу, примыкает к ООО «Целинхлебопродукт». Локомотив ЧМЭЗт приписан к Эксплуатационному депо Сальск Северо-Кавказкой дирекции тяги ОАО «РЖД». Причиной схода явилось разность смежных стрел, измеряемых от середины хорды длиной 20 м при длине неровности пути 20 м, величина 175мм при требовании не более 65 мм, нарушены требования пункта 47 раздела V Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250.

23.02.2023. 15 часов 00 мин. при производстве маневровых работ на пути не общего пользования ООО МФ «Аквопласт», примыкающего к железнодорожной станции Новолесная Приволжской железной дороги, произошел сход 2-х вагонов (груз цемент). Причиной схода явилось уширение рельсовой колеи более 1548 мм, кустовая гнилость шпал, нарушены требования пункта 45 раздела V Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250.

20.02.2023 в 15 часов 40 мин., при подаче 18 грузовых полувагонов с грузом «щебень» на подъездном пути необщего пользования ФКУ ИК-6 УФСИН  станция примыкания Кутум Приволжской железной дороги, локомотивом ЧМЭ-З приписки ТЧЭ -1 Астрахань, произошел сход с рельс колёсных пар  2-х  вагонов. Причиной схода явилось уширение рельсовой колеи более 1548 мм, кустовая гнилость шпал, нарушены требования пункта 45 раздела V Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250. По требованию Южной транспортной прокуратуры проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

17.02.2023 г.  при следовании маневрового состава состоящего из 26 гружёных вагонов с тепловозом ЧМЭ-3 в хвосте состава, на 124 пути необщего пользования ООО НПЦ «Экорест», арендованный ООО «ЮГ-РА Строй», станция примыкания Белореченская Северо-Кавказской железной дороги допущен сход с рельс одного  вагона на месте взвешивающих вагонных весов. Причиной схода явился излом ограничивающего болта на взвешевающем механизме вагонных весов, что вызвало вертикальную ступеньку в стыке 200 мм и перекос пути со смещением влево по ходу движения. Нарушены требования раздела V Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250.

11.02.2023 в 17 часов 50 мин. при подаче вагонов локомотивом ЧМЭ-3 на путь «Нефтебаза» станции Урожайная Крымской железной дороги в кривом участке пути произошел сход с рельс локомотива. Причиной схода явилось неисправность железнодорожного пути, а именно разность смежных стрел прогиба, измеряемых от середины хорды длиной 20 м, при длине неровности пути от 10 до 20 метров превышающих более 65 мм.Нарушены требования п. 47, раздела V Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации утверждённых приказом Министерство транспорта Российской Федерации от 23.06.2022 г. №250.

06.02.2023 в 03 часа 15 мин. при производстве маневровых работ на 17 пути необщего пользования БФ АО «Апатит», станция примыкания Юльевка Приволжской железной дороги, допущен сход с рельс  колёсных пар одного вагона. Составителем поездов БФ АО «Апатит» были нарушены требования подпункта 3 пункта 24, раздела 3, приложения 10 к приложению № 2 «Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» № 250 от 23.06.2022, при выполнении маневровой работы по осаживанию маневрового состава на  путь № 17, в части не убеждения составителем поездов в отсутствии препятствий для передвижения маневрового состава, допущен наезд на тупиковую призму, в результате чего произошел сход одного вагона.

 

30.01.2023 г. - сход с рельс колёсных пар электровоза на железнодорожной станции Сальск Северо-Кавказской железной дороги

30.01.2023 г. в 05-10 на железнодорожной станции Сальск Ростовского территориального управления Северо-Кавказской железной дороги при следовании грузового поезда № 2716 (в составе 94-х вагонов, 2312 тонн веса) со скоростью 21 км/ч допущен  сход с рельс 4-х колесных пар 1-ой секции, 8-ой колесной пары 2 секции электровоза ВЛ80С №1811 и 1-ой колесной пары первого вагона №61565412. Сход с рельс колёсных пар локомотива допущен по 3 пути на стрелочном переводе № 34. Локомотив приписки эксплуатационного локомотивного депо Петров Вал Приволжской дирекции тяги выполняя первую поездку после ремонта в сервисном локомотивном депо (СЛД) Петров Вал под управлением локомотивной бригады эксплуатационного локомотивного депо Сальск Северо-Кавказской дирекции тяги. Причиной схода электровоза ВЛ80с № 1811 явилось разрушение  хомута листовой рессоры на 2-м колесно-моторном блоке с правой стороны электровоза ВЛ80с № 1811 из-за излома боковины хомута (95% старой трещины, со стороны колеса) и падения 9-го подкорреного листа рессоры на путь. Колёсно-моторные блоки 1, 2, 3, 4 были подкачены под электровоз 24-26.01.2023 года в СЛД Петров Вал ООО «ЛокоТех-Сервис». Локомотив совершал первую поездку после перекомпоновки и перекатки 4-х колёсно-моторных блоков.

Работниками СЛД Петров Вал филиала «Приволжский» ООО «ЛокоТех-Сервис» нарушены требования:

- пункта 134 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. № 250;

- пункта 4.3 Технологической инструкции ТИ 756 «Техническое обслуживание и текущие ремонты механической части электровозов ВЛ10, ВЛШ, ВЛ80, ВЛ82», утвержденной начальником Департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» 21 декабря 2004 г., и пункта 3.1.9 Руководящего документа в части некачественного осмотра рессор при проведении 27 января 2023 г. технического обслуживания ТО-2;

- пункта 2.6.1 Технологической инструкции ТИ 756 «Техническое обслуживание и текущие ремонты механической части электровозов ВЛ10, ВЛИ, ВЛ80, ВЛ82», в части не обеспечения осмотра рессор для дальнейшей эксплуатации перед установкой на колесно-моторные блоки в период с 24 по 26 января 2023 г.

       25.01.2023г. - сход с рельс колёсных пар электровоза на станции Батайск Северо-Кавказской железной дороги

  25.01.2023 в 21 час 49 мин.  на станции Батайск Северо-Кавказской железной дороги из-за наличия признаков схода с рельс колёсных пар электровоза, по команде дежурного по парку станции Батайск был остановлен грузовой поезд № 2387 с электровозом 1,5ВЛ80с № 875/819 (поезд с сошедшими с рельс колёсными парами  проследовал 125 метров до полной остановки) под управлением локомотивной бригады эксплуатационного локомотивного депо Тимашевская Северо-Кавказской дирекции тяги. При осмотре, локомотивной бригадой выявлен сход с рельс двух колесных пар 1-й тележки секции № 1 электровоза ВЛ80с № 819. Причиной схода электровоза 1.5ВЛ80с № 875/819  явилось перекатывание правого колеса 2-й колесной пары секции № 1 электровоза ВЛ80с № 819 через опорную колодку тормозного башмака № 1734 с последующим сходом внутрь рельсовой колеи из-за не снятия тормозного башмака, локомотивной бригадой при приёмке электровоза на станционных путях. Два тормозных башмака были уложены другой локомотивной бригадой перед уходом с электровоза. Принимающая локомотивная бригада увидела только 1-н тормозной башмак, второй не увидела (в бортовом журнале электровоза была запись об уложенных под электровоз 2-х тормозных башмаках).

Локомотивной бригадой нарушены требования:

- пункта 33 Приложения № 10 к Инструкции по организации движения поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации, Приложения № 2 к ПТЭ (далее — ИДП), в части не обеспечения порядка безопасного производства маневров и сохранности железнодорожного подвижного состава;

- пункта 15.6 Должностной инструкции для работников локомотивных бригад эксплуатационных локомотивных депо Дирекции тяги, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 25 декабря 2017 г. № 2714/р, в части отсутствия контроля со стороны локомотивной бригады за экипажной частью при осмотре локомотива, а также перед подъездом к составу поезда;

- пункта 5.2.3 Технологической инструкции «Техническое обслуживание электровозов и тепловозов в эксплуатации», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 1 апреля 2014 г. № 814р, в части отсутствия проверки количества и номеров тормозных башмаков при приёмке локомотива;

- пункта 25 Главы V Приложения № 20 к ИДП, в части отсутствия контроля локомотивной бригадой за состоянием локомотива и состава поезда при отправлении со станции.

 

22.01.2023 г. - сход с рельс колёсных пар вагона на станции Аксарайская-2 Приволжской железной дороги

  22.01.2023 в 13 часов 00 мин. на станции Аксарайская-2 Приволжской железной дороги при производстве маневровой работы локомотивом ЧМЭ3 №3679  по роспуску с горки группы вагонов (13 ед.) поданных с пути ремтупика станции Аксарайская II на первой тормозной позиции оборудованной замедлителями произошел сход с рельс колёсных пар второй тележки порожнего вагона № 52849965 (в отцепе из 1 вагон). Причиной схода вагона № 52849965 явилось выдавливание указанного вагона из-за динамической реакции, возникшей по причине резкого снижения скорости движения при входе вагона на заторможенный вагонный замедлитель № 2 первой тормозной позиции.

Дежурный по горке нарушил требования:

-  пункта 47 приложения № 10 к ИДП, а также 2.4.3. Инструкции по работе сортировочной горки в части применения четвертой (максимальной) ступени торможения (предназначенной для торможения тяжелых отцепов) для торможения отцепа из одного порожнего вагона на вагонном замедлителе № 2;

- пункта 2.2.3. Инструкции по работе сортировочной горки в части не ознакомления на основании сведений, указанных в сортировочном листке, с числом вагонов в каждом отцепе перед началом роспуска вагонов.

 

17.01.2023   г. - сход с рельс колёсных пар подвижного состава на станции Аксарайская-2 Приволжской железной дороги

17.01.2023  в 15 часов 35 минут  на станции Аксарайская-2 Приволжской железной дороги, при роспуске с сортировочной горки состава поезда № 9727  на пути № 22 парка «Б» перед башмакосбрасывателем третьей ручной тормозной позиции допущен сход с рельс колёсных пар второй по ходу движения тележки груженого полувагона № 63085823, следовавшего тринадцатым в отцепе из 20 вагонов. Причиной схода железнодорожного подвижного состава является перекатывание левого колеса первой колесной пары второй по ходу движения тележки вагона № 63085823 через упорную колодку заклинившего тормозного башмака (клеймо 61700 Г-002) с последующим сходом левых колес наружу колеи железнодорожного пути № 22 парка «Б». Регулировщик скорости нарушил требования пункта 9.11 раздела 9 «Указания по эксплуатации» Технических условий «Башмак тормозной горочный» НРПС.318546.366.008ТУ, утвержденных 17 сентября 2019 г., в части установки тормозного башмака на рельс при торможении отцепа с боковым смещением.

09.01.23 г. - проезд запрещающего сигнала выходного светофора на железнодорожной станции Тоннельная Северо-Кавказской железной дороги

         После отцепки от грузового поезда № 2811 на пути № 3 железнодорожной станции Тоннельная Северо-Кавказской железной 09 января 2023 г. в 05 часов 35 минут (здесь и далее время московское) при скорости 7 км/ч допущен проезд запрещающего сигнала выходного светофора НЗ (карликовый пятизначный) одиночным локомотивом ВЛ80с № 456 под управлением локомотивной бригады эксплуатационного локомотивного депо Краснодар Северо-Кавказской дирекции тяги. Локомотив ВЛ80с № 456 был остановлен машинистом с применением крана вспомогательного тормоза локомотива, после вызова по радиосвязи дежурным по железнодорожной станции Тоннельная с целью выяснения местонахождения локомотива, от начала движения до полной остановки электровоз проехал 109 метров, было взрезано две пошёрстные стрелки № 10 и № 6, тормозной путь составил 7 метров.

Погодные условия на момент возникновения нарушения безопасности движения: темное время суток, без осадков, метеорологическая дальность видимости 10 км, ветер северо-восточный 13-15 м/с, порывы 21-27 м/с, температура воздуха -7°С.

Локомотивная бригада эксплуатационного локомотивного депо Краснодар:

- в нарушение пункта 12 приложения № 20 к Инструкции по организации движения поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации, являющейся приложением № 2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. № 250, привела локомотив в движение без доведенного плана маневровой работы, без команды (разрешения) дежурной по станции, не выполнив регламент переговоров;

- в нарушение пункта 33 приложения № 10 к Инструкции по организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте Российской Федерации, являющейся приложением № 2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2022 г. № 250, не выполнила требования запрещающего сигнала светофора НЗ, не следила за положением стрелок.

Причиной проезда явилось приведение в движение локомотива машинистом без получения от руководителя маневров указания по устройствам технологической железнодорожной электросвязи и не убеждение в наличии разрешающего показания выходного светофора НЗ при выезде на стрелки централизованных маневровых маршрутов железнодорожной станции Тоннельная.

 

08.01.23 г. - сход с рельс колесных пар вагонов на железнодорожной станции Батайск Северо-Кавказской железной дороги

8 января 2023 г. в 11 часов 14 минут (здесь и далее время Московское)на железнодорожной станции Батайск Северо-Кавказской железной дороги при производстве маневров по перестановке группы вагонов с пути № 16 на путь № 13 парка «Б-север» локомотивом вперед, при скорости 15 км/час (установленная скорость 40 км/час) в режиме «тяги», при «белом» показании горочного светофора МГ21 в крестовине стрелочного перевода № 10 допущен сход с рельс колёсных пар 4-го и 5-го вагонов с головы по ходу движения состава.

Маневровый состав весом 977 тонн, 144 оси, в составе 36 грузовых вагонов, следовал с локомотивом серии ТЭМ18д № 1888 приписки эксплуатационного локомотивного депо Батайск Северо-Кавказской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» без объеденения тормозных магистралей, что допускается местной инструкцией.

Планом маневровой работы предусматривалась перестановка группы из 36-и вагонов с пути № 16 на путь № 13 в сортировочном парке «Б-север» для формирования и передачи в южную систему станции.

После заезда на путь № 16 маневрового локомотива ТЭМ18д № 1888 и прицепки к вагонам, в 11 часов 12 минут составитель поездов станции Батайск по радиосвязи произвел доклад о закреплении «барьерной группы» и об отцепке переставляемой группы вагонов дежурному по горке После чего передал указание машинисту маневрового локомотива ТЭМ18 № 1888 на движение с пути № 16 на вытяжной путь № 1 сортировочного парка «Б-север» до маневрового светофора М77 с запрещающим показанием. Дальнейший маршрут следования для выезда на путь № 2А парка приема «А-север» был приготовлен дежурным по станции поста ЭЦ № 3 с открытием маневрового светофора М77 и передачей по радиосвязи соответствующего указания машинисту.

В 11 часов 14 минут при движении маневрового состава с пути № 16 сортировочного парка «Б-север» дежурная по горке увидела сход вагонов и  по радиосвязи передала указание машинисту маневрового локомотива ТЭМ18ДМ № 1888 на остановку.

После остановки маневрового состава, выявлен сход с рельс колёсных пар двух вагонов: четвертого по ходу движения № 29162963 (крытый, порожний) всеми колесными парами с наклоном под углом 45 градусов и пятого по ходу движения № 29216850 (крытый, порожний) двумя колёсными парами первой по ходу движения тележки.

Причиной схода с рельс колесных пар вагонов  явилось набегание левого гребня первой по ходу движения колесной пары вагона на усовик крестовины стрелочного перевода №10, и правого колеса на контррельс, с последующим перекатом через головку рельса, вследствие не разворота первой по ходу движения тележки вагона, из-за отсутствия смазки в узле «пятник подпятник», последний ремонт вагону проводился в ВЧДЭ Бирюлево  Московской  железной дороги 22.11.2022.

Нарушены требования:

- пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ), в части удовлетворения железнодорожного подвижного состава обязательным требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;

- пункта 2 статьи 20 Федерального закона № 17-ФЗ, в части не обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

- пункта 129 раздела IX Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России
от 23.06.2022 №250 (далее - ПТЭ), в части не обеспечения содержания
в эксплуатации железнодорожного подвижного состава в технически исправном состоянии;

- пункта 134 раздела IX ПТЭ, в части ответственности за качество выполненного ремонта железнодорожного подвижного состава, его составных частей и их соответствия ремонтной документации при выпуске железнодорожного подвижного состава в эксплуатацию;

- пункта 6.1.2  «Руководящего документа Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по текущему отцепочному ремонту», утвержденному Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества протокол от «18-19» октября 2018 г. № 69, в части не покрытия опорной поверхности подпятника тележки № 1 вагона № 29162963  равномерным слоем смазки.

05.01.23 г. - сход с рельс колёсных пар электровоза на перегоне Варениковская — Юровский Северо-Кавказской железной дороги

         5 января 2022 г. в 11 часов 38 минут (здесь и далее время московское) на 53 км пк 9 четного пути перегона Варениковская — Юровский Северо-Кавказской железной дороги при следовании поезда со скоростью 46 км/ч (допустимая установленная скорость 50 км/час), в режиме тяги, по зеленому огню на локомотивном светофоре, из-за падения давления в тормозной магистрали остановлен грузовой поезд № 2014 (состав 72 вагона, вес 5965 тонн, 288 осей, в том числе 19 вагонов с опасными грузами). Поезд следовал с локомотивом 2ТЭ116 № 1596 — приписки эксплуатационного локомотивного депо Сальск Северо-Кавказской дирекции тяги под управлением локомотивной бригады — эксплуатационного локомотивного депо Краснодар Северо-Кавказской дирекции тяги в голове поезда, и с локомотивом ВЛ80т № 2004 приписки локомотивного депо Сальск Северо-Кавказской дирекции тяги под управлением машиниста работающего в одно лицо эксплуатационного локомотивного депо Краснодар Северо-Кавказской дирекции тяги в хвосте поезда «толкач». Тормозной путь с момента начала падения давления в тормозной магистрали до полной остановки поезда составил 432 м. В 12 часов 03 минуты, при осмотре состава поезда машинистом подталкивающего локомотива выявлен сход с рельс колёсных пар электровоза «толкач» ВЛ80т № 2004 (1-я тележка головной секции всеми колесными парами, 3-я тележка 2-й секции всеми колесными парами).

     Причиной схода электровоза ВЛ80т № 2004 послужило набегание гребня левого по ходу движения колеса колесной пары на головку рельса упорной рельсовой нити в кривом участке пути на 53 км пк 6 четного пути перегона Варениковская — Юровский из-за перекоса пути величиной 55 мм на 11 м. Способствующими причинами явились: наличие неустойчивого и деформирующегося участка земляного полотна на 53 км пк 6 четного пути перегона Варениковская — Юровский, приведшее к образованию выплесков балласта, постоянных расстройств верхнего строения пути.

Работниками Старотиторовской дистанции пути нарушены требования:

- статьи 15 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» № 17-ФЗ от 10 января 2003 в части содержания железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений и устройств с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам;

- требований пункта 15 раздела III ПТЭ в части содержания сооружений и устройств инфраструктуры в техническом состоянии, обеспечивающем пропуск поездов с допустимой скоростью движения.

При расшифровке файлов приборов безопасности установлено, что машинистом «толкача» нарушены требования пункта 7.3 Инструкции по организации работы — подталкивающих локомотивов, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 3 ноября 2015 г. № 2604р, в части не перевода приборов безопасности в режим следования двойной тягой после соединения подталкивающего локомотива с поездом. Машинистом устройство САУТ было выключено.

В нарушение пунктов 3.1 и 3.12.20 Инструкции по подталкиванию, ведение и подталкивание поезда № 2014 осуществлялось локомотивами серий 2ТЭ 116 и ВЛ80т, при требовании однородными локомотивами.