Полвека в строю! Красноярский судоподъемник
Красноярский судоподъемник – уникальное судопропускное гидротехническое сооружение он не имеет аналогов в России, так как на других гидроэлектростанциях для преодоления плотины используется шлюзование.
Этот необычайный объект инженерной мысли расположен на реке Енисей и предназначен для транспортировки судов через гребень плотины Красноярской ГЭС высотой 100 метров.
Его строительство велось в составе Красноярского гидроузла с 1963 года. Эксплуатировать судоподъемник начали еще в ходе пусконаладочных работ в 1976 году.
Всего за годы эксплуатации судоподъемником выполнено 8864 полуцикла (движение из бьефа в бьеф) перевезено 7700 судов и 2,5 млн. тонн грузов.
Сооружение построено по типу продольно-наклонного судоподъемника с поворотным устройством и самоходной судовозной камерой. Этот тип соответствует специфическим особенностям Красноярского гидроузла: большому перепаду бьефов – 100 м, значительным амплитудам колебаний судоходных уровней в бьефах: в верхнем – 13 м (243,0 м – 230,0 м по Балтийской системе), в нижнем – 5,5 м.
Судоподъемник предназначен для транспортировки судов грузоподъемностью до 1500 тонн с габаритами: по длине – 78 м, по ширине – 15, с осадкой – 1,86 м.
Судовозная камера судоподъемника – массой 4500 тонн без воды и 8100 тонн с уровнем воды 2,2 м в приемной бассейне – осуществляет транспортировку судов. Является самым сложным и наиболее ответственным объектом сооружения. Габаритная длинна судовозной камеры – 113,5 м, ширина – 26,5 м, высота – 30 м.
В 2023 году на судоподъемнике были завершены работы по первой части реконструкции и получено «Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию». Эффект от проведенных работ стал заметен сразу.
Судоподъёмники – сложные и порой уникальные механизмы, позволяющие поднимать и спускать огромные корабли с одного уровня водного пути на другой; их стоимость намного выше стоимости организации шлюза, поэтому в мире насчитывается всего лишь около 60 судоподъёмников различных конструкций.
Евгений Головкин, главный инженер: «Таких сооружений нет больше нигде в мире. Судоподъёмники есть, а вот продольно-наклонного типа — только в Красноярском крае. Все проектные решения начинались с чистого листа: то, что было написано на бумаге, впервые было испытано на практике только у нас в стране».