Рекомендации по организации швартовки для эксплуатантов и владельцев самолетов Ан-2

1 фев 2023

Южным МТУ Росавиации совместно с отделом государственного авиационного надзора МТУ Ространснадзора по СКФО завершено расследование чрезвычайного происшествия с самолетом Ан-2 RA-17789 АНО «Ставропольский городской Авиационный Спортивный Клуб», произошедшего 11.01.2023, на посадочной площадке Русская (разрушение ВС на земле в результате воздействия штормового ветра).

Установлено, что 11.01.2023 в 04:30 в светлое время суток на стоянке № 2 посадочной площадки «Русская» (далее ПП «Русская»), в районе НП Новомарьевская Ставропольского края, под воздействием ветровой нагрузки произошло разрушение швартовочного крепления правого нижнего крыла коробки крыльев (обрыв тросов) с последующим, после разрушения фюзеляжа, опрокидыванием самолета. В результате чрезвычайного происшествия самолет получил разрушения.

Причиной чрезвычайного происшествия явился аэродинамический подхват воздушного судна порывом ветра с отрывом от земли, переворотом вокруг продольной и поперечной оси и ударным опрокидыванием на землю колесами вверх.

Причиной подхвата и опрокидывания воздушного судна явился обрыв двух тросов швартовочного крепления с правой бипланной коробки и рассоединение швартовочного крепления с левой бипланной коробки крыльев из-за воздействия на бипланную коробку крыла аэродинамической подъемной силы, превышающей прочностные характеристики узлов крепления тросов и направленной под углом около 45 град к продольной оси самолета.

Дополнительное влияние на развитие чрезвычайного происшествия оказала аэродинамическая особенность ПП «Русская».

Одним из недостатков, выявленных в ходе расследования, явилось отсутствие инструкции по организации швартовки самолета на месте стоянки в случае штормового предупреждения.

В связи с изложенным эксплуатантам и владельцам самолетов Ан-2 рекомендуется выполнить разовую проверку тросов швартовочных приспособлений, обратив особое внимание на предмет целостности тросов и их натяжение, узлов крепления в соответствии с п.11.1. ТК № 3 ТУ к РО самолета Ан-2 «Обеспечение стоянки», с заменой в случае необходимости не соответствующих вышеуказанным требованиям.