Памятка по соблюдению обязательных требований в части сертификации при выполнении авиационных работ в области гражданской авиации авиационными структурами ДОСААФ России
МТУ Ространснадзора по ДФО, при осуществлении мониторинга в сети Интернет фактов предоставления услуг по выполнению авиационных работ и потребности в услугах по выполнению авиационных работ, информация
о которых размещена на официальном сайте ЕИС «Закупки», выявлены многочисленные факты осуществления авиационных работ авиационными структурами ДОСААФ России в нарушение требований действующего Воздушного законодательства РФ.
Согласно статье 20 ВК РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
В соответствии со статьей 21 ВК РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация подразделяется на коммерческую авиацию, используемую для осуществления коммерческих воздушных перевозок
и выполнения авиационных работ, и авиацию общего назначения.
На основании статьи 22 ВК РФ авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных
в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации. При этом использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 115 ВК РФ тарифы на выполнение авиационных работ устанавливаются на основе договора. Выполнение авиационных работ осуществляется на коммерческой основе в соответствии с заключенным контрактом (договором).
Выполняемые за плату работы (в рамках заключенного гражданско-правового договора) относятся к обеспечению потребности экономики,
что относится к гражданской, а не государственно авиации, и не связаны
с выполнением функций и задач, возложенных на государственную авиацию.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 № 862 «Об использовании государственной
и экспериментальной авиации в коммерческих целях» федеральным органам исполнительной власти и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», в ведении которых находятся государственные воздушные суда разрешено их использование для нерегулярных коммерческих перевозок пассажиров и грузов при соблюдении требований воздушного законодательства Российской Федерации.
Авиационные структуры ДОСААФ России не являются федеральным органом исполнительной власти и не относятся к Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», в связи с чем, положения пункта
1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 № 862 «Об использовании государственной и экспериментальной авиации
в коммерческих целях» на АНО «Оберон-клуб» не распространяются.
Постановление Правительства Российской Федерации
от 30.07.1999 № 862 «Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях» не допускает возможность использования государственной авиации в коммерческих целях для выполнения авиационных работ.
Согласно пункту 11 Указа Президента Российской Федерации
от 30.09.2011 № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее – Положение), порядок выполнения возложенных на спасательные воинские формирования задач определяется Положением, а также соответствующими планами действий спасательных воинских формирований, утверждаемыми Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий. Выполнение на коммерческой основе задач, определенных в п. 5 Положения, указанным Положением
- не предусмотрено.
В соответствии со ст. 8, ст. 61 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие авиационные работы, должны иметь сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ, подтверждающий соответствие юридического лица
и индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил, с включением вида работ в Приложении к сертификату эксплуатанта.
Согласно статье 114 ВК РФ, авиационные работы выполняются
с использованием полетов гражданских воздушных судов.
Требования к лицам, выполняющим авиационные работы в области гражданской авиации, определены Федеральными авиационными правилами «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта», утвержденными Приказом Минтранса РФ от 19.11.2020 № 494, согласно которым авиационные работы могут выполняться только с использованием гражданских воздушных судов. При этом сертификационные требования предъявляются ко всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, и являются едиными и независящими от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Таким образом, если организация не имеет сертификат эксплуатанта гражданской авиации на выполнение авиационных работ, воздушные суда
не зарегистрированы в реестре воздушных судов гражданской авиации,
правовые основания для выполнения авиационных работ отсутствуют.
Указанный вывод подтверждается также письмами Минобороны России, Минтранса России, ФАС России.
Так, согласно письму Минобороны России (орган, осуществляющий государственное регулирование деятельности в области государственной авиации - пункт 1 статьи 25 ВК РФ), разъясняющему статус ДОСААФ России
(размещено 25.07.2022 на официальном сайте в сети Интернет) и положениям статьи 22 ВК РФ, отнесение авиации ДОСААФ России к государственной авиации - не предусмотрено.
ДОСААФ России может выполнять авиационные работы в строгом соблюдении требований статьи 114 ВК РФ, воздушными судами, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2009
№ 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»
не содержит положений, относящих авиацию ДОСААФ России
к государственной авиации и не предусматривает возможность выполнения авиационных работ по правилам государственной авиации.
Аналогичной позиции о возможности осуществления авиацией ДОСААФ России авиационных работ, исключительно на основании статьи 114 ВК РФ и при наличии сертификата эксплуатанта гражданской авиации, придерживаются и Минтранс России (письма от 16.04.2013 № 01-0205/1285,
от 07.06.2023 № Д1/15685-ИС), Федеральная антимонопольная служба (письмо от 11.11.2022 № ПИ/102875/22), ФСБ России от 29.10.2022 № 8/Т/3/4840.
Изложенное подтверждается позицией Минобороны России а именно: ДОСААФ России может выполнять авиационные работы на основании статьи 114 ВК РФ воздушными судами, зарегистрированными
в Государственном реестре гражданских воздушных судов.
О невозможности привлечения структуры ДОСААФ в отсутствие сертификата эксплуатанта к выполнению авиационных работ свидетельствует также определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2024
№ 304-ЭС23-28500, а также Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.07.2024 по делу А51-7997/2023.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии со ст. 135 ВК РФ, эксплуатант обязан страховать свою ответственность за вред, который может быть причинен в связи с выполнением им авиационных работ.
Согласно положениям статьи 49 Закона № 248, в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение
о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.