Обзор основных изменений в Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ

16 янв 2025

В Закон № 248-ФЗ внесены следующие основные изменения.

Изменения, регулирующие информационное обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля (глава 4 Закона № 248-ФЗ):

- создается новая информационная система (подсистема государственной информационный системы) производства по делам об административных правонарушениях (ч. 1 п. 6 ст. 17 Закона № 248-ФЗ);

- создается мобильное приложение «Инспектор» (его использование предусмотрено, как контрольными (надзорными) органами, так и контролируемыми лицами (с помощью компьютерного устройства, мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер) (ч. 1 п. 7 ст. 17 Закона № 248-ФЗ);

- в единый реестр видов контроля теперь включается также перечень объектов контроля (ч. 1 п. 2.1 ст. 18 Закона № 248-ФЗ);

- теперь результаты мероприятий (КНМ) без взаимодействия с контролируемым лицом, и специальных режимов государственного контроля (надзора) подлежат учету в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (в случае выявления нарушений обязательных требований, оформления актов и (или) выдачи предписаний) (ч. 1 п. 1 ст. 19 Закона № 248-ФЗ).

Изменения, регулирующие управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (глава 5 Закона № 248-ФЗ):

- сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах контроля в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований разрешен в рамках обязательного профилактического визита (ч. 2 ст. 24 Закона № 248-ФЗ);

- предусмотрен новый способ с использованием Госуслуг для подачи контролируемым лицом заявления об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля (ч. 6 ст. 24 Закона № 248-ФЗ);

- установлена периодичность проведения плановых КНМ и обязательных профилактических визитов в зависимости от присвоенной категории риска (статья 25 Закона № 248-ФЗ):

· для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска - не менее одного, но не более двух плановых КНМ в год;

· для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска - одно плановое КНМ в два года либо один обязательный профилактический визит в год.

· для объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска - периодичность проведения обязательных профилактических визитов, в том числе по отдельным видам контроля, определяется Правительством Российской Федерации.

Более того, контрольный (надзорный) орган вправе провести обязательный профилактический визит вместо планового КНМ (только в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска).

Расширены права контролируемых лиц: контролируемое лицо теперь вправе отказать инспектору в доступе на объекты контроля, к документам и в принятии иных мер по проведению КНМ в случае, если на его документах (которые предусмотрены правилами ЕРКНМ) отсутствует двухмерный штриховой код или он нанесен некорректным образом (п. 7 ст. 36 Закона № 248-ФЗ).

Изменения, регулирующие институт обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц:

– расширен перечень документов (решений контрольного (надзорного) органа), обжалование которых возможно в досудебном порядке, а именно:

· решений, актов выносимых в рамках проведения обязательных профилактических визитов, а также действий (бездействия) должностных лиц в рамках их проведения (ч. 4 п. 1-3 ст. 40 Закона № 248-ФЗ);

· решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска, решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц и иных решений, принимаемых контрольными (надзорными) органами по итогам профилактических и (или) КНМ, предусмотренных настоящим Законом, в отношении контролируемых лиц или объектов контроля (ч. 4 п. 4-6 ст. 40 Закона № 248-ФЗ);

– к содержанию жалоб добавилось обязательное указание учетного номера объекта контроля в едином реестре видов контроля (при обжаловании решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска) (ч. 1 п. 7 ст. 41 Закона № 248-ФЗ);

– снижение срока рассмотрения жалоб с 20 дней до 15 дней (жалобы на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматриваются в срок не более 5 дней) (ч. 2, 2.1 ст. 43 Закона № 248-ФЗ). 

Изменения, регулирующие порядок и результаты проведения профилактических мероприятий:

– разрешено выдавать предписания после проведения обязательного профилактического визита мероприятий и принимать иные меры, указанные в статье 90 Закона (ч. 4 ст. 44 Закона № 248-ФЗ); 

– контрольный (надзорный) орган по результатам проведения профилактического и (или) КНМ может присвоить публичную оценку уровня соблюдения обязательных требований (если это будет предусмотрено положением о виде контроля) (ч. 6 ст. 48 Закона № 248-ФЗ);

– в предостережениях запрещено устанавливать сроки для устранения последствий, возникших в результате действий (бездействия) контролируемого лица, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований (ч. 2 ст. 49 Закона № 248-ФЗ);

– контролируемому лицу предоставлена возможность осуществить самообследование на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" без идентификации пользователя (ч. 2 ст. 51 Закона № 248- ФЗ);

– декларация соблюдения обязательных требований теперь может быть аннулирована не только в рамках КНМ, но и после проведения профилактического визита (ч. 8 ст. 51 Закона № 248-ФЗ).

– профилактический визит может быть проведен также с помощью мобильного приложения «Инспектор» (ч. 1 ст. 52 Закона № 248-ФЗ);

– в ходе профилактического визита инспектор также проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований (ч. 2 ст. 52 Закона № 248-ФЗ);

– по итогам проведения профилактического визита объекту контроля может быть присвоена публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований (ч. 4 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

В Закон № 248-ФЗ введены дополнительные статьи 52.1. «Обязательный профилактический визит» и 52.2. «Профилактический визит по инициативе контролируемого лица».

Обязательный профилактический визит (ст. 52.1):

– проводится не позднее шести месяцев с даты представления уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (ч. 1 п. 2 ст. 52.1 Закона № 248-ФЗ);

– может проводиться также по поручению: Президента РФ, Председателя Правительства РФ или Заместителя Председателя Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ (ч. 1 п. 4 ст. 52.1 Закона № 248-ФЗ);

– обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения (ч. 3 ст. 52.1 Закона № 248-ФЗ);

– в рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу (ч. 4 ст. 52.1 Закона № 248-ФЗ);

– срок проведения не может превышать 10 дней (может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний) (ч. 8 ст. 52.1 Закона № 248-ФЗ);

– по окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт (предусмотренный статьей 90 Закона № 248-ФЗ) (ч. 9 ст. 52.1 Закона № 248-ФЗ);

– в случае невозможности проведения обязательного профилактического визита он проводится повторно не позднее трех месяцев с даты составления акта о невозможности его проведения (ч. 12 ст. 52.1 Закона № 248-ФЗ);

– если нарушения обязательных требований не устранены до окончания проведения профилактического визита, то контролируемому лицу выдается предписание (ч. 13 ст. 52.1 Закона № 248-ФЗ).

Профилактический визит по инициативе контролируемого лица (ст. 52.2):

– может быть проведен по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением (ч. 1 ст. 52.2 Закона № 248-ФЗ);

– заявление о проведении профилактического визита подается через Госуслуги, которое рассматривается контрольным (надзорным) органом в течение 10 дней) (ч. 2 ст. 52.2 Закона № 248-ФЗ);

– в течение 20 рабочих дней дата его проведения согласовывается с контролируемым лицом (ч. 3 ст. 52.2 Закона № 248-ФЗ);

– заявление о проведении проф.визита может быть отозвано не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения (ч. 6 ст. 52.2 Закона № 248-ФЗ);

– с согласия контролируемого лица инспектор может проводить отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание (ч. 7 ст. 52.2 Закона № 248-ФЗ);

– предписания в ходе профилактического визита, проводимого по инициативе контролируемого лица, не выдаются (ч. 9 ст. 52.2 Закона № 248-ФЗ).

Внесены изменения в виды, порядок и основания осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Так, инспекционный визит, выездная проверка, рейдовый осмотр могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также мобильного приложения «Инспектор» (ч. 5 ст. 56, ч. 1.1 ст. 71, ч. 2.1 ст. 70, ч. 2.1 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).

Новыми основаниями для проведения КНМ стали:

– наличие у контрольного (надзорного) органа сведений об осуществлении деятельности без уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности…, или без лицензии…, или без предоставления в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров…, сведений, необходимых для регистрации в указанной информационной системе… (о проведении КНМ в течение 24 часов извещаются органы прокуратуры по месту нахождения объекта контроля) (ч. 1 п. 8 ст. 57 Закона № 248-ФЗ);

– уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита (ч. 1 п. 9 ст. 57 Закона № 248-ФЗ).

Расширен список событий, при которых контрольный (надзорный) орган обязан принять решение о проведении КНМ (полный список изложен в ч. 2 п. 1-6 ст. 60 Закона № 248-ФЗ).

В Закон № 248-Ф введена новая статья 61.1. «Индикаторы риска нарушения обязательных требований», где на законодательном уровне закреплены обязанности контрольного (надзорного) органа по их разработке (ч. 1-4 ст. 61.1 Закона № 248-ФЗ). Контрольный (надзорный) орган имеет право на повторное проведение КНМ, в период не позднее 3 месяцев с момента, когда его проведение оказалось невозможным (ч. 11 ст. 65 Закона № 248-ФЗ). Рейдовый осмотр, инспекционный визит могут быть проведены также с использованием мобильного приложения «Инспектор» (ч. 1.1 ст. 71, ч. 2.1 ст. 70 Закона № 248-ФЗ). Внеплановая документарная проверка проводится только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случая ее проведения в соответствии с пунктами 3, 4, 6, 8 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона (ч. 9 ст. 72 Закона № 248-ФЗ). Такие контрольные действия, как осмотр, досмотр, опрос, экспертиза, эксперимент, могут осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор» (ч. 5 ст. 76, ч. 5 ст. 77, ч. 3 ст. 78, ч. 11 ст. 84, ч. 2 ст. 85 Закона № 248-ФЗ).

В случае проведения КНМ с использованием мобильного приложения «Инспектор», КНМ без взаимодействия, а также в случае, если составление акта по результатам КНМ на месте его проведения невозможно, контрольный (надзорный) орган направляет акт контролируемому лицу в форме электронного документа, который подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 2 ст. 88 Закона № 248-ФЗ). В случае невозможности составления акта на месте проведения КНМ в день окончания проведения, контролируемое лицо не подписывает акт и считается получившим акт в случае его размещения в ЕРКНМ и получения уведомления об этом (ч. 4 ст. 88 Закона № 248-ФЗ).

Закон № 248-ФЗ дополнен статьей 90.1, регламентирующей выдачу и содержание предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а именно:

– предписание выдается в случае, если выявленные нарушения обязательных требований не устранены до окончания проведения КНМ, профилактического визита или завершения КНД в рамках специального режима контроля (надзора) (ч. 1 ст. 90.1 Закона № 248-ФЗ);

– предписание должно содержать:

· описание каждого выявленного нарушения обязательных требований с указанием конкретных структурных единиц нормативного правового акта;

· срок устранения выявленного нарушения с указанием конкретной даты;

· перечень рекомендованных мероприятий по устранению нарушений;

· перечень рекомендуемых сведений, которые должны быть представлены в качестве подтверждения устранения выявленного нарушения (ч. 2 п. 1-4 ст. 90.1 Закона № 248-ФЗ).

Закон № 248-ФЗ дополнен статьей 90.2, определяющей новый вид документа «Соглашение о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований», которое вправе заключить контролируемое лицо с контрольным (надзорным) органом по ходатайству (если выявлены нарушения обязательных требований и выдано предписание) (ч. 1 ст. 90.2 Закона № 248-ФЗ). Порядок заключения и условия Соглашения, а также круг лиц имеющих право на его заключение, определяются Правительством РФ (ч. 2 ст. 90.2 Закона № 248-ФЗ).

Соглашение возможно заключить, если устранение выявленных нарушений требует значительных временных и материальных затрат и т.д. (ч. 3 ст. 90.2 Закона № 248-ФЗ). При заключении Соглашения контролируемое лицо обязуется поэтапно устранять выявленные нарушения, при этом контрольный (надзорный) орган приостанавливает действие Предписания, осуществляя поэтапную оценку исполнения контролируемым лицом Соглашения и принимает меры административного реагирования (ч. 4 ст. 90.2 Закона № 248-ФЗ).

Соглашение должно включать:

· перечень выявленных нарушений обязательных требований, подлежащих устранению контролируемым лицом;

· программу устранения выявленных нарушений, включающую перечень мероприятий по оценке исполнения такой программы, а также документов и сведений, подлежащих направлению для оценки исполнения такой программы;

· срок исполнения Соглашения (ч. 5 п. 1-3 ст. 90.2 Закона № 248-ФЗ).

Соглашение согласовывается с органами прокуратуры (ч. 6 ст. 90.2 Закона № 248-ФЗ). В случае непринятия контролируемым лицом достаточных действий по устранению нарушений Соглашение может быть признано неисполненным до дня истечения срока его исполнения (ч. 9 ст. 90.2 Закона № 248-ФЗ).

Внесены изменения и в процедуру разрешения вопросов, связанных с исполнением решения контрольного (надзорного) органа. В частности, сокращены сроки рассмотрения вопросов, связанных с исполнением решения с 10 до 5 рабочих дней (ч. 2 ст. 94 Закона № 248-ФЗ).