Российские специалисты приняли участие в работе группы экспертов по авиационной безопасности Международной организации гражданской авиации AVSECP/32

7 июн 2021

В связи с глобальным распространением пандемии COVID-19, и с учетом действующих в настоящий момент ограничений на международные поездки ИКАО было принято решение о проведении заседания рабочей группы AVSECP/32 в период с 31 мая по 4 июня 2021 года в формате видеоконференции.

На основании приглашения генерального секретаря ИКАО Фан Лю и в соответствии с поручением Минтранса России в заседании от Ространснадзора принимали участие Владимир Черток, советник руководителя Ространснадзора, член Группы экспертов ИКАО по авиационной безопасности, Ирина Бикеева, заместитель начальника Управления транспортной безопасности Ространснадзора.

В работе заседания AVSECP/32 приняли участие 186 членов, советников и наблюдателей, представляющих государства-члены ИКАО и международные организации и отраслевые ассоциации.

Совет утвердил в качестве рабочих языков совещания русский, английский, арабский, испанский, китайский и французский языки.

Всего группой экспертов было рассмотрено 29 рабочих документов и 6 информационных документов.

По итогам работы было рассмотрено и одобрено также 5 рабочих документов (отчетов).

Российская Федерация представила на заседании 2 рабочих документа, согласованных с Минтрансом России и МИД России:

  • WP/18 «Инновационная «бесконтактная» технология для обнаружения опасных биологических агентов, включая COVID-19, на борту самолетов и в аэропортах»;
  • WP/19 «О системе проактивного управления авиационной безопасностью».

По результатам обсуждения было принято решение о включении предложений Российской Федерации в планы работы соответствующих рабочих групп AVSECP             с последующими докладами о выработанных решениях на заседании AVSECP/33 в 2022 году.

Рабочий документ WP/18 «Инновационная «бесконтактная» технология для обнаружения опасных биологических агентов, включая COVID-19, на борту самолетов и в аэропортах», вызвал большой резонанс и активное обсуждение среди присутствующих делегатов. Вместе с тем, группа экспертов AVSECP рекомендовала рабочей группе по угрозам и рискам ИКАО продолжить работу по оценке угрозы для гражданской авиации со стороны биологических агентов и предложила государствам-участникам продолжить обмениваться информацией о технологиях, связанных с обнаружением биологических агентов, а также об исследованиях и эксплуатационных испытаниях, связанных с внедрением технологии предлагаемой Российской Федерацией.

Документ WP/19 «О системе проактивного управления авиационной безопасностью», представленный Россией был поддержан большинством представителей государств. Группа экспертов AVSECP поддержала принципы и преимущества создания Системы управления авиационной безопасностью в государстве.

Группа экспертов признала, что необходимо провести дальнейшее обсуждение этого предложения для определения того, следует ли добавлять элементы СУАБ в Приложение 17 ИКАО и следует ли соответствующим образом обновлять руководящие указания, содержащиеся в Руководстве ИКАО по авиационной безопасности.

С этой целью была подчеркнута необходимость обмена информацией, опытом и передовой практикой по этому вопросу между членами и наблюдателями, в том числе на региональном уровне.

Группа экспертов AVSECP согласилась с тем, что государствам-членам следует рассмотреть существующие руководящие материалы на предмет потенциальных пробелов, связанных с СУАБ, и представить предложения рабочей группе по инструктивному материалу ИКАО.

Также эксперты  ИКАО согласились с предложением Российской Федерации о том, что в сфере обеспечения авиационной безопасности необходимо уходить от принципа «прецендентности» к принципу «проактивного» управления безопасностью.

Секретариатом ИКАО была представлена обновленная информация о ключевых инициативах и мероприятиях в области разработки политики в сфере авиационной безопасности, которые включали в себя:

  • руководство по авиационной безопасности и выпущенные публикации; новую структуру управления кибербезопасностью;
  • сотрудничество AVSECP в рамках ООН;
  • возобновление деятельности Международной технической комиссии по взрывчатым веществам (IETC);
  • подготовку к Глобальному симпозиуму по авиационной безопасности AVSEC 2021.

Группа экспертов AVSECP рассмотрела обновленную информацию о глобальных угрозах и рисках для гражданской авиации и связанных с ними событиях за прошедший год. Представитель Рабочей группы по угрозам и рискам (WGTR) сообщил, что, даже если пандемия COVID-19, возможно, временно снизила возможности и способности для многих террористических групп атаковать международную авиацию, угрозы по-прежнему присутствуют и сохраняются.

В ходе заседания эксперты Группы AVSECP признали, что кризис, вызванный пандемией COVID-19, оказал большое влияние на гражданскую авиацию и связанный с этим риск для безопасности.

Рабочая группа по угрозам и рискам ИКАО выделила четыре основные области, вызывающие в настоящий момент озабоченность, а именно: кибербезопасность, атаки «на расстоянии»,инсайдерская угроза и радикализация террористов.

Секретариатом ИКАО была представлена новая версия Универсальной программы проверок по авиационной безопасности Механизма непрерывного мониторинга (УППАБ-МНМ), учитывающая поправки по Приложению 17 и Приложению 9 ИКАО, и добавление новых Вопросов протокола (PQ).

Группа экспертов AVSECP призвала государства-члены продолжить работу по внедрению механизма непрерывного мониторинга авиационной безопасности в государствах, и особо подчеркнула важную роль в этой системе полномочного органа по надзору за соблюдением требований в государстве.

Также эксперты AVSECP приветствовали предложение об установлении Международного дня безопасности гражданской авиации в ознаменование важной роли авиационной безопасности в превращении воздушного транспорта в самый безопасный вид транспорта и в целях повышения осведомленности о проблемах безопасности во всем мире. Это предложение получило широкую поддержку, однако группа экспертов сочла более целесообразным, что выбранная дата не должна совпадать с датой какого-либо трагического или иного памятного события, поскольку Международный день безопасности гражданской авиации планируется отмечать путем проведения торжественных мероприятий, а это может вызвать повышение угрозы совершения актов незаконного вмешательства.

В ходе заседания большое внимание было уделено вопросам культуры авиационной безопасности и мерам, принятым государствами в целях внедрения основных основополагающих принципов в указанной сфере.

При обсуждении секретариат ИКАО заверил, что инициативы в области культуры безопасности продолжатся после 31 декабря 2021 года.

Далее было подчеркнуто, что государствам-участникам  следует продолжать рассматривать культуру авиационной безопасности в качестве постоянного рабочего пункта и продолжать обмениваться передовым опытом в этой области с заинтересованными сторонами, а также с другими видами транспорта.

Были рассмотрены вопросы обмена информацией об угрозах совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Представитель рабочей группы SG-ASIR сообщил о прогрессе в оказании секретариату ИКАО помощи в разработке механизма отчетности об инцидентах в области авиационной безопасности в качестве добровольного инструмента для использования государствами и отраслью. Группа экспертов AVSECP выразила удовлетворение работой, проделанной рабочей группой по структурированию и согласованию сбора информации об инцидентах в области безопасности. Также она высказала поддержку в разработке руководящих материалов по информированию заинтересованных сторон отрасли об инцидентах в области авиационной безопасности для соответствующих органов.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) — специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности[1]. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) является самостоятельной организацией и её не надо путать с ИКАО.

ИКАО учреждена на основании положений части ІІ Чикагской конвенции 1944 года. Существует с 1947 года. Штаб-квартира находится в Монреале, Канада. СССР вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года.

Уставной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации, в том числе международных перевозок. В соответствии с правилами ИКАО международное воздушное пространство разделено на районы полетной информации — воздушное пространство, границы которого устанавливаются с учётом возможностей средств навигации и контроля за воздушным движением. Одной из функций ИКАО является присвоение аэропортам мира четырёхбуквенных индивидуальных кодов — идентификаторов, используемых для передачи аэронавигационной и метеорологической информации по аэропортам, планов полётов (flight-plans), обозначения гражданских аэродромов на радионавигационных картах и т. д.