Штрафы в системе «Платон» сократились за 1,5 месяца в три раза благодаря механизму реконструкции маршрута

24 окт 2025

На площадке оператора системы взимания платы «Платон» – ООО «РТ‑Инвест Транспортные Системы» – прошло рабочее совещание с участием представителей Минтранса России, Ространснадзора, крупнейших логистических компаний («ТРАСКО», «Агро-Авто», «Сельта», «Деловые Линии», «Делко», ИТЕКО), профильных союзов и ассоциаций – Российского автотранспортного союза (РАС), Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики. Участники обсудили внедрение механизма автоматической реконструкции маршрута при подавлении спутниковой навигации и итоги мероприятий по совершенствованию работы системы «Платон». 

С 1 сентября 2025 года запущен алгоритм автоматической реконструкции маршрута большегруза, разработанный для нейтрализации последствий внешних воздействий на спутниковую навигацию. Системные обновления и донастройки, в том числе выполненные в период с 1 по 27 сентября 2025 года, позволяют определять и восстанавливать маршруты на участках с помехами, а также снизить экономическую привлекательность использования т.н. «глушилок». По данным оператора, в период с сентября 2024 по октябрь 2025 года количество зафиксированных проездов с неработающими бортовыми устройствами сократилось в 20 раз.

В сентябре 2025 года доля начислений платы в «Платоне», сформированных по итогам реконструкции маршрута, составила 24,7 % от общего объема. 

Представители транспортно‑логистических компаний подтвердили троекратное сокращение числа штрафов, связанных с помехами или подавлением сигнала. Вместе с тем представители бизнеса указали, что часть маршрутов все еще не достраивается в автоматическом режиме: иногда штрафы выписываются на коротких отрезках в середине маршрута, хотя в начале и в конце достройка сработала или в системе зафиксированы промежуточные точки нахождения транспортного средства. Оператор признал наличие таких случаев, но отметил, что они не носят массового характера.

Оператор также сообщил об обновлении, которое значительно сократило число случаев, когда автоматическая корректировка маршрута не срабатывала, и предложил вернуться к оценке работы механизма в конце октября – середине ноября 2025 года. Дополнительно оператор системы проинформировал участников совещания о решении проблемы использования средств для глушения сигнала бортовых устройств. Изменения в регулировании и доработка алгоритмов сделали использование «глушилок» экономически нецелесообразным, что внесло очередной вклад в «обеление» рынка и снижение доли недобросовестных перевозчиков.

Статистика подтверждает эффективность принятых мер: представители ассоциаций и крупные перевозчики отметили сокращение числа нарушений и положительную динамику. По достигнутой договоренности оператор продолжит совершенствовать технические алгоритмы, а Минтранс России займется доработкой нормативной базы для дополнительной защиты добросовестных участников рынка грузоперевозок.