Анализ причин нарушения правил использования воздушного пространства на территории Северо-Кавказского федерального округа

29 ноя 2022

Отделом государственного авиационного надзора МТУ Ространснадзора по СКФО проведен анализ причин нарушения правил использования воздушного пространства на территории Северо-Кавказского федерального округа за 3 квартал 2022 года.

В анализируемом периоде на территории Северо-Кавказского федерального округа зафиксировано 12 фактов нарушения правил использования воздушного пространства (далее – ИВП).

В 4 случаях из 12 нарушения связаны с использованием беспилотных воздушных судов; в 9 случаях из 12 нарушения допущены при выполнении авиационно-химических работ. Из 12 случаев нарушений ИВП подавляющее большинство (11) совершены лицами, не имеющими права на использование воздушного пространства.

Большая часть нарушений, связанных с использованием воздушного транспорта, совершены на территории Ставропольского края.

По всем фактам отделом государственного авиационного надзора виновные лица привлечены к установленной законом ответственности. В порядке ст. 29.13 КоАП РФ в адрес лиц, допустивших нарушения законодательства, и глав муниципальных образований внесены 15 представлений, которые рассмотрены и удовлетворены.

В подавляющем большинстве случаев нарушения использования воздушного пространства связаны с отсутствием у физических и юридических лиц права на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства: отсутствие сертификата эксплуатанта на выполнение авиационно-химических работ, выполнение авиационно-химических работ на воздушных судах, не прошедших государственной регистрации или не поставленных на учет, без обязательной судовой документации, лицами, не имеющими права управлять воздушными судами, без уведомления органов Единой системы организации воздушного движения, и сопряжено с нарушением правил безопасности эксплуатации воздушных судов.

 Совокупность указанных нарушений создает существенную угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Так, на территории Южного федерального округа зафиксированы две катастрофы с воздушными судами Ми-2 и АН-2.

В Мостовском районе Краснодарского края 17.04.2022 при выполнении авиационных работ потерпел крушение вертолет Ми-2. Пилот погиб. Авиационные работы выполнялись незаконно, на воздушном судне, не зарегистрированном в установленном порядке, без уведомления органов Единой системы организации воздушного движения.

15.07.2022 в Новокубанском районе Краснодарского края потерпел крушение самолет Ан-2. Два пилота погибли. Полет выполнялся без уведомления органов Единой системы организации воздушного движения.

На территории СКФО в августе произошла жесткая посадка вертолета Ми-2.

24.08.2022 в период с 17 часов 45 минут по 18 часов 20 минут пилот С. осуществил перелет от села Обильное Георгиевского района Ставропольского края до хутора Шести Предгорного района Ставропольского края с целью дальнейшего проведения авиационно-химических работ с использованием указанного воздушного судна. После произведенной жесткой посадки 24.08.2022 в результате возникшего пожара вертолет Ми-2 полностью сгорел и дальнейшей эксплуатации не подлежит.

Вертолет Ми-2 находился в собственности индивидуального предпринимателя К. Государственная регистрация воздушного судна не проводилась, судно не имеет бортовых номеров, сертификата летной годности и использовалось для проведения авиационно-химических работ в районе села Обильное. Индивидуальный предприниматель К. сертификата эксплуатанта на проведение авиационных работ не имеет.

В данном случае при организации и выполнении авиа-химических работ нарушены требования статей 33, 36, 52-53.1, 66, 114 Воздушного кодекса РФ Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта", утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 19.11.2020 г. № 494, Федеральных авиационных правил "Требования к летной годности гражданских воздушных судов. Форма и порядок оформления сертификата летной годности гражданского воздушного судна. Порядок приостановления действия и аннулирования сертификата летной годности гражданского воздушного судна", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. № 519, Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» утверждённых приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128, Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса РФ от 12.09.2008 № 147, Федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 года № 50 (действовал до 01.09.2022 г., аналогичные требования содержатся в Федеральных авиационных правилах "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением", утвержденных приказом Минтранса России от 10 декабря 2021 г. № 437, вступившего в силу с 01.09.2022 г.).

Постановлениями отдела государственного авиационного надзора МТУ Ространснадзора по СКФО С. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.4, ч.ч. 4, 5, 6, 9 ст. 11.5 КоАП РФ, К. по ч. 8 ст. 11.5 КоАП РФ.

Кроме того, ранее в соответствии с предписаниями отдела государственного авиационного надзора МТУ Ространснадзора по СКФО К. запрещено выполнение авиационных работ в отсутствие сертификата эксплуатанта, С. запрещено выполнение полетов в качестве пилота в отсутствие свидетельства и медицинского заключения ВЛЭК.

В связи с неисполнением предписаний МТУ Ространснадзора по СКФО в отношении К. и С. составлены протоколы об АП по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, которые направлены в суд для рассмотрения по существу.

В обоих случаях происшествия связаны с нарушением правил использования воздушного пространства и безопасности эксплуатации воздушных судов.

По указанным фактам подразделениями Следственного комитета Российской Федерации возбуждены и расследуются уголовные дела по ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 263 УК РФ.