Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей
По результатам анализа административных правонарушений на автомобильном транспорте в 2022 году в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях установлено, что максимальное количество нарушений выявлено в области управления транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа, а также несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей.
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях сотрудниками СЗ МУГАДН по статье 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в 2022 году составило - 2872. Из них порядка 600 –несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха.
Напоминаем, что согласно требованиям приказа Минтранса России от 16.10.2020 № 424, устанавливающего Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей:
- нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (п. 5 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей).
Если по условиям труда не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени (п. 5 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей);
- рабочее время водителя включает время управления автомобилем, время специальных перерывов и время работы, не связанной с вождением (п. 9 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей);
- время управления автомобилем должно быть не больше 9 часов в течение каждого периода, не превышающего 24 часов, ограниченного началом рабочего времени и временем использования ежедневного отдыха. Продолжительность последнего устанавливается в соответствии с п. 18 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей. Допустимо увеличение времени управления до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели. Чтобы завершить перевозку и (или) проследовать к месту стоянки, водитель может увеличить указанное время максимум на два часа. Время управления автомобилем не должно превышать 56 часов в течение одной календарной недели и 90 часов в течение любых двух последовательных календарных недель (п. п. 10, 11, 12 названных Особенностей).
Для водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т, установлены аналогичные нормы времени управления транспортным средством (п. 26.2 Правил дорожного движения РФ);
- специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут водитель обязан сделать не позднее чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем после окончания времени отдыха или специального перерыва, если не наступает время отдыха или перерыва большей продолжительности. Указанное время управления можно превысить не более чем на час для проезда к стоянке для отдыха или к конечному месту назначения. При определенных условиях специальный перерыв можно разделить на несколько частей (п. п. 13, 14 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей);
- разделить на части рабочий день (смену) водителя вы можете только с его согласия. Перерыв между частями установите не позже чем через 5 часов после начала работы. Суммарное время перерывов не должно превышать 5 часов (для водителей, которые регулярно перевозят пассажиров и багаж в городском и пригородном сообщении, - 3 часов). Время такого перерыва в рабочее время не включайте. Условия разделения рабочего дня (смены) на части нужно отразить в локальном нормативном акте. При этом учтите мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии) (п. 7 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей);
- ненормированный рабочий день Вы можете установить водителям автомобилей при определенных условиях.
При учете режима отдыха водителей:
- ежедневный (междусменный) отдых, включая перерыв для отдыха и питания, должен быть не менее двойной продолжительности времени работы в рабочий день (смену) накануне отдыха (п. 18 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей);
- еженедельный отдых должен быть не меньше 45 часов. Этот отдых начинается не позднее шестого ежедневного периода после завершения предыдущего еженедельного отдыха. Еженедельный отдых можно сократить до значения не менее 24 часов. Сделать это можно не чаще одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. При этом разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху продолжительностью не менее 9 часов или очередному еженедельному отдыху. Разрешено сокращать еженедельный отдых до продолжительности не менее 24 часов в каждую календарную неделю: экипажам при соблюдении приведенных условий компенсации отдыха; водителям, которые работают вахтовым методом в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и эксплуатируют автомобиль вне границ населенных пунктов, если сокращение компенсируется в течение учетного периода (п. 19 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей);
- перерыв для отдыха и питания так же, как и у других работников, должен быть от 30 минут до двух часов. Как правило, перерыв предоставляется в середине рабочего дня (смены). Если по графику водитель работает больше восьми часов, можете предоставить ему два таких перерыва общей продолжительностью не меньше 30 минут и не больше двух часов. Время и конкретную продолжительность перерыва (общую продолжительность перерывов) нужно установить в соответствии с ПВТР (п. 17 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей).