Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Сибирскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СФО) г. Новосибирск
Публичные обсуждения ОНАД и ОВП (Госавианадзор) за 1 квартал 2024г.
ДОКЛАД
на публичном обсуждении результатов
правоприменительной практики ОНАД и ОВП МТУ Ространснадзора по СФО за 1 квартал 2024 года
На территории, поднадзорной МТУ Ространснадзора по СФО, в Западной Сибири размещены 9 аэродромов. В соответствии с Положением о МТУ Ространснадзора по СФОи отдела в 2024 году проведеныряд контрольно-надзорных и профилактических мероприятий. В силу сложившихся обстоятельств, основной упор был сделан именно на профилактику нарушений требований Воздушного законодательства.
За прошедший период было проведено:
- профилактических визитов -3;
- выездных обследований – 16;
- постоянных рейдов -29;
- консультирований – 50.
По результатам КНМ выявлено 55 нарушений воздушного законодательства, выдано 43 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, введено 3 ограничений по эксплуатации спецтехники и оборудования.
Проводилась работа в части исполнения требований статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, по ситуации на приаэродромной территории.
По итогам проведенных постоянных рейдов было выявлено порядка 30 нарушений состояния летного поля аэродромов. В основном это касается аэродромов Кемерово, Новокузнецк, Томск, Толмачево. В лучшую сторону можно выделить состояние ВПП, РД и перрона в Омске, Горно-Алтайске, Барнауле. Следует отметить, что на аэродроме Томск заканчивается капремонт ВПП, поводятся работы в Кемерово, Горно-Алтайске.
Характерными недостатками в поддержании летного поля в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов явилось:
1. На поверхности искусственного покрытия ВПП имеются:
- выбоины и раковины с наименьшим размером в плане более 50 мм и глубиной 25 мм не залитые мастикой;
- трещины шириной более 30 мм и глубиной более 25 мм не залитые мастикой.
Основание: нарушены требования:
- п.2.3.7 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 262 от 25.08.2015.
2. На поверхности искусственных покрытий рулежной дорожки имеются:
- продукты разрушения покрытия;
- не залитые мастикой выбоины, раковины (с наименьшим размером в плане более 50 мм и глубиной более 30 мм).
Основание: нарушены требования:
- п.2.40 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 262 от 25.08.2015.
3. На поверхности искусственных покрытий перрона имеются:
- выбоины и раковины с наименьшим размером более 50 мм;
- участки шелушения поверхности покрытий глубиной более 30 мм.
Основание: нарушены требования:
- п.2.40 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 262 от 25.08.2015.
Ведется большая работа по строительству зданий аэровокзалов. Планируется сдать в эксплуатацию в этом году новые здания аэровокзалов в Томске, Новокузнецке. Начато строительство аэровокзала в Барнауле.
Хочу обратить внимание на новую (она же старая) проблема в орнитологическом обеспечении полетов. Пришла весна. Началась миграция птиц. Работа должна начинаться уже сейчас. Невыполнение требований нормативных документов в части орнитологического обеспечения полетов напрямую влияет на безопасность полётов воздушного судна. Столкновения ВС с одиночными птицами или стаями птиц, происходящие во время взлета, начального набора высоты, захода на посадку и посадки могут привести к катастрофическим последствиям. При возникновении данных случаев Управлением будут проводится внеплановые проверки аэродромных служб.
Для исключения столкновения птиц с ВС рекомендуется проведение ряда мероприятий. К числу таких мероприятий по предотвращению скопления птиц на аэродромах, рекомендованных нормативными документами, относятся следующие:
-вырубка зарослей кустарников в пределах территории аэродрома и скашивание травяного покрова на летном поле до оптимальной высоты;
-исключение возможности попадания птиц в аэродромные сооружения (особенно ангары) путем загораживания имеющихся технологических проемов и отверстий проволочными или нейлоновыми сетками;
-осушение увлажненных и заболоченных участков на территории аэродрома путем их дренирования или засыпки;
-минимизация доступа птиц к пищевым отходам самолетных и аэродромных кухонь, организация хранения пищевых отходов в закрытых контейнерах и полная утилизация отходов в закрытых от птиц помещениях;
-уменьшение возможности гнездования птиц на аэродромных сооружениях (ангарах, командно-диспетчерских пунктах и других зданиях и сооружениях) путем спиливания верхних ветвей деревьев, на которых расположены гнездовые колонии птиц, а также в момент самого начала гнездования птиц – сбивание гнезд с помощью водомета;
-применение методов отпугивания птиц и соблюдение обязательной смены методов отпугивания птиц – непрерывное или слишком частое применение любого отпугивающего средства со временем снижает его эффективность из-за привыкания к нему птиц;
-одновременное применение нескольких способов отпугивания птиц (например, воспроизведение криков бедствия и стрельба из ракетниц и ружей, установка отпугивающих предметов и стрельба из ракетниц) при соблюдении их периодического чередования для повышения эффективности.
И большая проблема - это отсутствие по настоящее время основного документа по орнитологическому обеспечению полетов.
За 1 квартал 2024 года рассмотрено 37 обращения граждан, по результатам рассмотрения обращений выдано 13 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований воздушного законодательства (в основном это авиакомпания «Сибирь»). Каждое обращение рассмотрено самым тщательным образом, дан конкретный ответ с принятием мер реагирования в случае необходимости. Надо отметить, что после нашего вмешательства практически всегда жалоба пассажира была удовлетворена.
В адрес Управления поступают жалобы по применению авиакомпаниями овербукинга, утере багажа пассажиров и о егоне своевременной доставке, о нарушении сроков ответа на претензии пассажиров.
Каждая поступившая жалоба в МТУ Ространснадзора по СФО перенаправлена в Роспотребнадзор по НСО в части касающейся. В части воздушного законодательства жалобы рассмотрены в полном объеме управлением. При выявлении возможных нарушений авиакомпанией, Управлением выносится Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований воздушного законодательства.
Особое внимание уделялось состоянию доступной среды, в нашем случае здания аэровокзала, для маломобильной части пассажиров. За прошедший год выявлено 14 нарушений в обустройстве зданий аэровокзалов, применительно к ММГ пассажиров. По результатам проведенных выездных обследований выявлено основные недостатки:
- не оборудованы зоны отдыха для ММГ в соответствии с требованиями руководящих документов;
- отсутствуют указатели и информация в виде шрифта Брайля;
- нарушения требований в оборудовании санитарных помещений и др.