Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Сибирскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СФО) г. Новосибирск

Результаты деятельности, правоприменительной практики Красноярского территориального отдела государственного авиационного надзора МТУ Ространснадзора по СФО за 2 квартал 2024 года

1. За прошедший период Красноярским территориальным отделом государственного авиационного надзора было принято к контролю 21 авиационное событие, из них 4 серьезных инцидента, по которым были инициированы внеплановые проверки. Органами прокуратуры было отказано в проведении 3-х проверок до окончания проведения расследования ,  1 проверка была согласована. Так за прошедший период 2024 года Красноярским ТОГАН было проведено 2 внеплановые выездные проверки в отношении субъектов надзора: оператора аэродрома и эксплуатанта. По результатам данных проверок государственными инспекторами Красноярского ТОГАН выявлено 17 нарушений обязательных требований, выдано 2 предписания об устранении выявленных нарушений.

2. Также за прошедший период 2024 года Красноярским территориальным отделом было проведено 283 контрольных (надзорных) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом из них 264 наблюдения за соблюдением обязательных требований и 19 выездных обследований. В результате данных мероприятий выявлено 90 нарушений обязательных требований.

3. Помимо этого, за прошедший период 2024 года Красноярским территориальным отделом проведено 245 постоянных рейдов, из них 28 постоянных рейдов аэродромов и производственных (наземных) объектов необходимых для взлета и посадки воздушных судов и эксплуатации аэродромов, 10 постоянных рейдов объектов единой системы организации воздушного движения и 207 постоянных рейдов воздушных судов. В результате проведенных постоянных рейдов было выявлено 122 нарушения обязательных требований.

4. В результате выявленных вышеуказанных нарушений, за прошедший период 2024 года, Красноярским территориальным отделом субъектам надзора было объявлено 56 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

5. Помимо этого, за прошедший период 2024 Красноярским территориальным отделом было осуществлено 134 консультирования, 7 – профилактических визитов, из них 4 профилактических визита по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, не предусматривающие возможность отказа от проведения, по результатам которых выявлено 29 нарушений обязательных требований, выдано 4 предписания об устранении выявленных нарушений.

6. Кроме того, за прошедший период 2024 года Красноярским территориальным отделом по результатам рассмотрения заключения оператора аэродрома о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования было направлено 1 предписание об устранении данного нарушения.

7. Также за прошедший период 2024 года Красноярским территориальным отделом возбуждено 7 дел об административных правонарушениях, рассмотрено 20 дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения виновные лица привлечены к административной ответственности. Наложено административных штрафов на сумму 346 тысяч рублей. Внесено 7 представлений о принятии мер по устранению причин административных правонарушений и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Типовыми нарушениями обязательных требований в части деятельности по подготовке и выполнению полетов, эксплуатации гражданских воздушных судов и их допуску к полетам, являются:

  • эксплуатация воздушного судна в нарушении требований предусмотренных эксплуатационной документацией, руководством по летной эксплуатации;
  • нарушение членами летного экипажа стандартных операционных процедур, невыполнение процедур в соответствии с Руководством по производству полетов эксплуатанта;
  • неправомерный допуск к полетам лиц, не прошедших необходимую подготовку;
  • КВС после завершения полета не делают записи в бортовом журнале обо всех известных или предполагаемых дефектах в воздушном судне.

Типовыми нарушениями обязательных требований по использованию воздушного пространства, являются:

  • использование воздушного пространства без разрешения соответствующего центра Единой системы при разрешительном порядке использования воздушного пространств;
  • использование воздушного пространства запретной зоны, зоны ограничения полетов без разрешения;
  • полет воздушного судна в воздушном пространстве класса G без уведомления органа обслуживания воздушного движения (управления полетами).

Типовыми нарушениями обязательных требований в части деятельности операторов аэродромов, владельцев посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, являются:

  • наличие на поверхности искусственного покрытия ВПП: продуктов разрушения покрытия; оголенных стержней арматуры; уступов высотой более 25 мм между кромками соседних плит; выбоин и раковин с наименьшим размером в плане более 50 мм и глубиной 25 мм, не залитых мастикой; трещин шириной более 30 мм и глубиной более 25 мм, не залитых мастикой.
  • наличие на поверхности искусственных покрытий перрона: посторонних предметов, продуктов разрушения покрытия; оголенных стержней арматуры; уступов высотой более 30 мм между кромками соседних плит и кромками трещин; выбоин и раковин с наименьшим размером более 50 мм и глубиной 25 мм, не залитых мастикой; участков шелушения поверхности покрытий глубиной более 30 мм.
  • не обеспечивается маркировка соответствующих покрытий.
  • не обеспечивается операторами аэродромов соблюдение его работниками руководства по аэродрому.
  • отсутствие Аэронавигационных паспортов посадочных площадок.

Основными выявляемыми нарушениями на воздушном транспорте, по которым виновные лица были привлечены к административной ответственности, являются:

1. часть 2 статьи 11.4 КоАП РФ – Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

2. часть 5 статьи 11.5 КоАП РФ – Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак.

3. Статья 9.13 КоАП РФ – Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг

Так, исходя из представленной информации можно отметить, что Красноярским территориальным отделом, как и в 2023 году, основной упор был сделан именно на профилактических мероприятиях, в результате которых проводилась профилактика нарушений требований Воздушного законодательства, контрольных (надзорных) мероприятий (без взаимодействия с контролируемыми лицами), а также проведения постоянных рейдах.

Также стоит добавить, что за прошедший период 2024 года, Красноярским территориальным отделом рассмотрено 20 обращений граждан. Каждое обращение рассмотрено самым тщательным образом, дан конкретный ответ с принятием мер реагирования в случае необходимости.

Особое внимание уделялось состоянию доступной среды, в нашем случае здания аэровокзала, для маломобильной части пассажиров. Как было ранее указано, за данный период было проведено порядка 18 выездных обследований и 4 профилактических визита.

Также Красноярским территориальным отделом, на постоянной основе, проводится мониторинг задержек рейсов, и в случае выявления даже признаков нарушений обязательных требований, авиакомпаниям объявляется предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Также стоит отметить, Красноярским территориальным отделом постоянно проводится анализ результатов расследования авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами гражданской авиации, по результатам которых принимаются соответствующие меры предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.