Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Сибирскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СФО) г. Новосибирск

Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики МТУ Ространснадзора по СФО за 2 квартал 2024 года по деятельности в подготовке и выполнению полетов, эксплуатации гражданских воздушных судов

СПРАВКА

по

Аварийности на транспорте в I полугодии 2024 года

В 2024 году снизилась аварийность на воздушном транспорте, с воздушными судами гражданской авиации Российской Федерации с участием подконтрольных субъектов авиационных происшествий не было (АППГ – 1 катастрофа – погиб 1 человек, травмирован – 1),62 инцидента, в том числе 4 серьезных.

По результатам срабатывания индикаторов риска (выявление трех и более авиационных инцидентов, связанных с деятельностью контролируемого лица, выявление пяти фактов отмены рейса либо переноса сроков вылета рейса более чем на шесть часов по причине технической неисправности гражданского воздушного судна эксплуатантом (авиационным предприятием), осуществившим более 100 рейсов, в течение 90 календарных дней со дня фиксации первого факта такой (такого) отмены или переноса), МТУ Ространснадзора по СФО в I полугодии 2024 году проведено 3 внеплановых выездных проверки в отношении АО «Авиакомпания «Сибирь», АО Авиакомпания «ИрАэро».

В результате осуществления контрольной (надзорной) деятельности МТУ  Ространснадзора по СФО в 2024 году в области гражданской авиации проведено 6 проверок: 1 – плановая, 5 – внеплановых, 64 выездных обследования, 529  мероприятия по наблюдению за соблюдением обязательных требований.

Выявлено 125 нарушений обязательных требований, выдано 37обязательных к исполнениюпредписаний.

Проведение профилактических мероприятий

В 2024 году отдел надзора в области гражданской авиации, использования воздушного пространства МТУ Ространснадзора по СФО по-прежнему уделяется особое внимание профилактическим мерам.

Во II квартале 2024 ОН ГА ИВП АНО в полной мере применялся комплекс профилактических мер, предусмотренный Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации": информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит, а также проведение специального режима государственного контроля (постоянный рейд).

При этом реализация профилактического потенциала имеет явный приоритет над проведением контрольных (надзорных) мероприятий и постоянно увеличивается.

При проведении профилактических визитов подконтрольным лицам даются разъяснения нормативно-правовых актов, с целью минимизации тех или иных нарушений в дальнейшем.

С целью профилактики нарушений, снижению количества авиационных инцидентов, а также нарушений использования воздушного пространства  продолжить проведение совещаний с контролируемыми лицами, обращать особое внимание на строгое соблюдение норм воздушного законодательства.

Напоминаем, что в соответствии с ч. 10 ст. 52 248-ФЗ контролируемое лицо вправе обратиться в МТУ Ространснадзора по СФО  с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита. Мы рассматриваем заявление контролируемого лица в течение десяти рабочих дней с даты регистрации.

Контрольная (надзорная) деятельность во II квартале 2024

При проведении контрольных (надзорных) мероприятий инспекторский состав МТУ Ространснадзора по СФО акцентирует внимание на выявление системных нарушений Воздушного законодательства Российской Федерации, а также устанавливает причины и условия, способствующих их совершению.

Во II квартале 2024 года инспекторским составом отдела надзора в области гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания (ОН ГА ИВП АНО) отстранены от выполнения своих функций 5 члена летного экипажа и 4 члена кабинного экипажа. Сотрудники ОН ГА ИВП АНО принимали участие в проверках транспортной прокуратуры, по результатам которых транспортная прокуратура обязала переобучить 11 авиационных специалистов.

За отчетный период отделами Госавианадзора введено 143 ограничений,из них:

  • деятельности аэродрома– 2;
  • деятельности персонала АУЦ – 1;
  • выполненияавиационных работ-24;
  • эксплуатациявоздушных судов-35;

из них:

ВС – 9

БВС – 26.

  • деятельность авиационных специалистов–11;
  • использование спецавтотранспорта–18;
  • эксплуатация оборудования–2;
  • другое -41.

Помимо этого, на основании писем МТУ Ространснадзора по СФО направленных в ЗС МТУ Росавиации, приостановлены действия свидетельств 2 пилотов, аннулирован 1 сертификат на выполнение авиационных работ.

Количествовынесенных постановлений о назначении административного наказания в 2024 году – 83, сумма штрафов – 754 тысячи рублей.

Сумма взысканных  штрафов – 500 тысяч рублей, выпадающиедоходы –350 тысяч рублей.

Доля взыскиваемости штрафов составляет 100 %

Основные нарушения при проведении Госавианадзором контрольных (надзорных) мероприятий во II квартале 2024 года

1) Эксплуатант допускает к выполнению должностных обязанностей членов летного и кабинного экипажа, не прошедших в установленные сроки надлежащую подготовку для выполнения возложенных на них обязанностей.

2) Неправомерный допуск к полетам лиц, не прошедших необходимую подготовку и не имеющих свидетельств авиационных специалистов.

3) Эксплуатант допускает членов экипажей воздушных судов к выполнению своих функций с превышением нормы рабочего времени.

4) Несвоевременно проводятся тренажерные подготовки.

5) Отсутствие страхования ответственности перед третьими лицами.

6) Эксплуатантом несвоевременно выявляются факторы опасности, не производится оценка риска и выработка корректирующих мероприятий, не выявляются отклонения техники пилотирования, в том числе по результатам расшифровок средств объективного контроля.

7) Эксплуатантами, не перевозящими в качестве груза или почты опасные грузы, не обеспечивается прохождение своими сотрудниками подготовки по перевозке опасных грузов в соответствии с выполняемыми ими обязанностями.

8) Осуществление деятельности, по выполнению авиационных работ без необходимых разрешительных документов.

9) Выдача АУЦ документов, подтверждающих прохождение обучения, при проведении подготовки не в полном объеме.

10) Использование воздушного пространства без разрешения соответствующего центра Единой системы при разрешительном порядке использования воздушного пространства.

11) Полет воздушного судна в воздушном пространстве класса G без уведомления органа обслуживания воздушного движения (управления полетами).

12) Выдача АУЦ документов, подтверждающих прохождение обучения, при проведении подготовки не в полном объеме.

13) Проведение подготовок, не включенных в установленном порядке в приложение к сертификату АУЦ.

IV. Рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований

При осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта контрольной (надзорной) деятельности наиболее часто встречаются нарушения обязательных требований к подготовке и выполнению полетов, эксплуатации гражданских воздушных судов и их допуску к полетам, а также требований к использованию воздушного пространства и обеспечению полетов воздушных судов.

Наиболее действенными мерами, направленными на принятие контролируемыми лицами мер для соблюдения обязательных требований, является самообследование, проводимое в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Контролируемые лица могут проводить самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований (самообследование) в целях добровольного определения уровня соблюдения ими обязательных требований и принимать меры к устранению выявленных недостатков.

С целью повышения эффективности государственного надзора в области гражданской авиации за счет внедрения инновационных форм и методов осуществления деятельности по профилактике нарушений обязательных требований и повышения уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, мотивации подконтрольных субъектов к добросовестному поведению, повышения уровня доверия подконтрольных субъектов к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта Госавианадзором проводится консультирование по следующим вопросам:

а) организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора);

б) осуществления контрольных (надзорных) мероприятий;

в) соблюдения обязательных требований;

г) изложенным в проверочных листах;

д) проведенных контрольных (надзорных) и проводимых профилактических мероприятий.

Способы проведения мероприятий:

а) при личном обращении - посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи;

б) при получении письменного запроса - посредством ответа в письменном виде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан;

в) в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование проводится по мере поступления запросов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан, а также при проведении профилактических или контрольных (надзорных) мероприятий.

На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в разделе "Деятельность" размещены проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемые Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации, планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На главной странице размещен "Зеркальный реестр проверок", который дает возможность оставить обратную связь: похвалить или пожаловаться на действия контрольных (надзорных) органов.

Указанные ресурсы дают возможность подготовиться к проверкам, а после проверки оставить обратную связь.

На инициативной основе в разделе "Госавианадзор" запущен сервис сбора добровольных анонимных сообщений с задачей упростить передачу информации от профессионального сообщества в государственный орган, влияющей на безопасность полетов, обеспечить безопасность пассажирских перевозок воздушным транспортом, снизить количество нарушений требований по безопасности полетов воздушных судов, улучшить условия труда сотрудников авиапредприятий, защитить их права.