Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Сибирскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СФО) г. Новосибирск

Транспортное происшествие, допущенное 15.03.2025 на перегоне Чалганы – Ушумун Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»

15.03.2025 на перегоне Чалганы – Ушумун Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» по причине падения давления в тормозной магистрали остановлен соединенный грузовой поезд № 9608/9598 (состав 142 вагона, вагонов с ОГ нет) c электровозами 3ЭС5К (в голове поезда), 3ЭС5К (в середине поезда). Поезд следовал со скоростью 51 км/ч в режиме «торможение», при зелёном показании блока индикации комплексного локомотивного устройства безопасности. Поезд остановлен по срабатыванию автоматических тормозов вследствие нарушения целостности тормозной магистрали. При осмотре состава поезда помощником машиниста ведомого локомотива выявлен сход восьмой колесной пары 2 секции и всех колесных пар 3 секции электровоза 3ЭС5К (в середине поезда), сход 28 вагонов (с 1 по 28) поезда № 9598 (ведомого) с выходом в габарит нечетного пути и последующем столкновением их с составом встречного поезда № 2873 (состав 70 вагонов, вагонов с ОГ нет) следовавшим по первому главному пути с электровозом 3ЭС5К. Поезд № 2873 остановлен экстренным торможением.

В результате столкновения допущен сход 1 и 2 колесных пар первой секции электровоза поезда № 2873.

Повреждения:

- электровоз поезда № 2873 в объёме капитального ремонта;

- электровоз соединенного грузового поезда № 9608/9598 в объёме текущего ТР-3;

- 18 вагонов до степени исключения;

- 1 вагон в объеме деповского ремонта;

- 9 вагонов в объеме текущего отцепочного ремонта;

- 576 м второго главного пути, 167 м первого главного пути.

Допущена утрата груза «Уголь каменный» общей массой нетто 1382600 кг.

Задержано: 20 пассажирских поездов на общее время 84 часа 39 минут и 846 грузовых поездов на общее время 9050 часов 19 минут.

Перерыв движения по первому главному пути перегона Чалганы – Ушумун составил 24 часа 08 минут, по второму главному пути – 25 часов 03 минуты.

В соответствии с пунктом 6 Положения о классификации, порядке расследования и учёта транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утверждённого приказом Минтранса РФ от 18.12.2014 № 344 (далее – Положение), Ространснадзором создана комиссия МТУ Ространснадзора по ДФО для расследования данного транспортного происшествия.

По результатам работы комиссии установлено, что причиной транспортного происшествия явилось поперечное отжатие головки рельса с последующим провалом внутрь колеи колеса бустерной секции ведомого электровоза 3ЭС5К вследствие воздействия боковой силы от колес колесных пар на рельсы, возникшей в момент действия максимальной продольной силы в поезде при несоответствии техническим характеристикам 21 гидравлического гасителя колебаний.

В соответствии с пунктом 3 вышеуказанного Положения данное транспортное происшествие классифицировано как крушение.