Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Сибирскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СФО) г. Новосибирск
ОАО «РЖД» планируют запуск поездов на альтернативном топливе до 2028 года
Компания ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») намерена ввести в эксплуатацию поезда на газовом и водородном топливе в период с 2027 по 2028 год, об этом говорится в отчете компании за 2023 год «Реализация проектов по внедрению подвижного состава с использованием газа и водородного топлива планируется в период с 2027 по 2028 год». Тем не менее, конкретный тип подвижного состава в отчете не уточняется.
Ранее, в апреле 2023 года, заместитель генерального директора РЖД Олег Валинский сообщил журналистам, что компания ожидает поставки первых грузовых локомотивов на водородном топливе от российских производителей уже в 2026 году. Валинский также отметил, что первыми пассажирскими поездами на водороде в России станут пригородные поезда. Согласно подписанному соглашению в 2019 году между ОАО «РЖД», Госкорпорацией «Росатом», АО «Трансмашхолдинг» и властями Сахалинской области, в качестве пилотного полигона для этого проекта выбрана инфраструктура острова Сахалин, где ожидается, что первые водородные составы начнут курсировать в конце 2025 года.
Проекты по созданию локомотивов на альтернативном топливе активно развиваются крупнейшими российскими производителями — АО «Синара – Транспортные Машины» (АО «СТМ») и АО «Трансмашхолдинг» (АО «ТМХ»).
АО «СТМ» в настоящее время работает над проектом водородного маневрового локомотива на базе платформы ТЭМ10, который был сертифицирован и запущен в серию в 2020 году. На этой же платформе выпускается и газотепловоз ТЭМГ1. Модификация ТЭМ10 на водородном топливе должна быть завершена к 2025 году. АО «СТМ» также занимается созданием газомоторной версии магистрального тепловоза 2ТЭ35А с цистерной-тендером.
В свою очередь, АО «ТМХ» разрабатывает маневровый газотепловоз ТЭМ29, опытный образец которого планируется изготовить к 2026 году, а сертифицировать – в 2027 году. Совместно с ВНИКТИ реализуется проект по модернизации тепловоза ТЭМ18ДМ в газодизельный вариант, его сертификация и запуск в серию ожидается в 2025 году. В апреле этого года АО «ТМХ» представили рендер магистрального тепловоза 2(3)ТЭ30, который также может работать на смеси газа и дизельного топлива.
Планы ОАО «РЖД» по внедрению альтернативного топлива в железнодорожный транспорт обещают стать важным шагом к устойчивому развитию и инновациям в российской транспортной отрасли, создавая перспективы для дальнейшего применения экологически чистых технологий железнодорожных перевозок в стране.