Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Сибирскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СФО) г. Новосибирск
Расследование транспортного происшествия на реке Енисей
Сотрудниками Красноярского территориального отдела госморречнадзора закончено расследование транспортного происшествия
08.06.2025 буксирный теплоход-толкач «ОТ-2439», следовавший вниз по течению реки Енисей рейсом г. Красноярск - г. Дудинка с буксируемым составом, состоящим из порожних барж «М-24» и «М-27» (судовладелец ПАО «Обь-Иртышское речное пароходство»), в 18 часов 20 минут местного времени на 232,8 км вышел за левую кромку судового хода в районе камней «Модест» и «Красная Плита». Произошли удары о каменистый грунт с повреждением корпуса вдоль левого борта теплохода
Вследствие произошла расцепка состава, затопление кормовой части теплохода и разлив нефтепродуктов
В результате аварии жертв и пострадавших нет, произошло загрязнение окружающей среды
Казачинский порог (229,0-236,5 км) является самым затруднительным для судоходства участком реки Енисей от Красноярской ГЭС до устья реки Ангара
Весь судоводительский состав теплохода ранее не работал на реке Енисей, опыта проводки составов через Казачинский порог вниз по течению не имеет. Теплоход «ОТ-2439» с данным судоводительским составом 08.06.2025 вышел в первый рейс
В результате расследования выявлены нарушения требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства, которые способствовали и привели к возникновению транспортного происшествия со стороны капитана - механика теплохода «ОТ-2439», который нарушил Правила плавания судов по внутренним водным путям, утвержденные приказом Минтранса России от 19.01.2018 № 19:
Пункт 121: «Судоводители должны постоянно вести визуальное и слуховое наблюдение, а также наблюдение с помощью имеющихся технических средств применительно к существующим обстоятельствам и условиям для того, чтобы полностью оценить ситуацию, в которой находится судно»
Причиной транспортного происшествия явились: выбор неудачного маневра; ошибки в ориентировке; отсутствие учета действия внешних факторов, влияющих на управляемость; неправильная оценка данных электрорадионавигационных приборов и др. (судоводительские ошибки)
Основываясь на результатах расследования, МТУ Ространснадзора по СФО рекомендует судовладельцам для по предупреждения подобных транспортных происшествий в будущем и обеспечения безопасности судоходства:
- Руководству судовладельческих компаний разобрать данный инцидент с командными составами экипажей судов, осуществляющих перевозки на реке Енисей и других реках
- Руководству компании комплектование экипажей судов для работы на реке Енисей (или других реках) производить с учетом знания специальной лоции судоводительским составом, а в случае отсутствия таких судоводителей, пользоваться услугами лоцманов
- При вводе судов в эксплуатацию иметь судовые документы согласно КВВТ РФ, дипломы членов экипажа судов внутреннего водного транспорта