Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Южному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ЮФО) г. Ростов-на-Дону

Проект доклада «О результатах правоприменительной практики южного управления государственного железнодорожного надзора за 10 месяцев 2022 года»

Основные положения

 

Настоящий доклад составлен в целях реализации пункта 4.3 паспорта ведомственного приоритетного проекта Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании Методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, Распоряжения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В.Ф. Басаргина от 30 марта 2017 года №ВБ-112-р(фс) «О проведении публичного обсуждения результатов правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере транспорта».

 

Целями правоприменительной практики являются:

¾ обеспечение единства практики применения органами государственного контроля (надзора), его подразделениями и территориальными органами федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);

¾ повышение результативности и эффективности контрольно - надзорной деятельности.

 

Задачами анализа правоприменительной практики являются:

¾ выявление проблемных вопросов применения органом государственного контроля (надзора), его подразделениями и территориальными органами обязательных требований;

¾ выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

¾ подготовка предложений по совершенствованию законодательства, выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;

Задачи и функции

Задачами Южного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) являются:

контроль (надзор) за соблюдением контролируемыми лицами, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожного транспорта, обязательных требований, установленных техническими регламентами Таможенного союза, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также оценка исполнения решений, принятых по результатам профилактических и (или) контрольно-надзорных мероприятий в области:

- безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

- пожарной безопасности железнодорожного подвижного состава;

- обеспечения доступности для инвалидов объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного подвижного состава и предоставляемых услуг;

- лицензирования отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, в том числе проверки возможности выполнения соискателем лицензии и лицензиатом лицензионных требований;

- соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза к продукции железнодорожного назначения;

- соответствия установленным требованиям функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере железнодорожного транспорта;

- исполнения перевозчиком обязанности страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках;

- организация экзаменов и выдача по результатам их успешной сдачи свидетельств на право на управления курсирующими по железнодорожным путям локомотивам, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом, а также ведение реестра выданных свидетельств.

Приказом Руководителя Ространснадзора от 19.10.2022 №ВБ-448фс «О внесении изменений в Положение о Южном управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта утвержденное приказом Ространснадзора от 20.10.2020 №ВБ-711фс». Управлению добавлены новые полномочия – соблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности.

В октябре 2022 года инспектора Управления приняли участие в 6 постоянных рейдах на железнодорожных станциях Ростов-главный, Астрахань-1, Волгоград-1, Адлер, Симферополь, Краснодар-1.

В соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" федеральный государственный контроль (надзор) в области железнодорожного транспорта осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба). В зависимости от риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям определяется выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание, интенсивность и результаты.

Управление рисками причинения вреда осуществляется на основе риск-ориентированного подхода.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.21 №991 «О федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта» установлены объекты государственного контроля (надзора) и критерии отнесения объектов контроля категориям риска причинения вреда. Каждому контролируемому лицу, осуществляющему деятельность на железнодорожном транспорте на поднадзорной Управлению территории, присвоена определенная категория риска (чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный или низкий риск).

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:

а) чрезвычайно высокий риск – проводится проверка 1 раз в год;

б) высокий риск – проводиться документарная или выездная проверка 1 раз в 2 года;

в) значительный риск – проводиться документарная или выездная проверка  1 раз в 3 года;

г) средний риск – проводиться инспекционный визит 1 раз в 3 года;

д) умеренный риска - проводиться инспекционный визит 1 раз в 5 лет.

В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятий не проводятся.

 

Результаты контрольно - надзорной деятельности за 10 месяцев 2022г.

 

Работниками Южного УГЖДН Ространснадзора за 10 месяцев 2022г. проведено 20 плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий по вопросам обеспечения безопасности движения и лицензионного контроля, в том числе:

 -14 плановых контрольных (надзорных) мероприятий  (9 плановых проверок и 5 инспекционных визитов);

 - 6 внеплановых документарных проверок.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 10.03.2022г. №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» и п.1 Распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 11.03.2021г. №ВБ-43-р(фс) «Об особенностях осуществления контрольных (надзорных) мероприятий» исключены из ежегодного плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Южного УГЖДН Ространснадзора на 2022 год 45 плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

В ходе контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 397 нарушений, в том числе 140 нарушений, требующих применения запретных мер, выдано 16 предписаний об устранении нарушений.

За 10 месяцев 2022г. в ходе выездных обследований при проведении комиссионных осмотров железнодорожных переездов осмотрено 1061 железнодорожных переезда общего и необщего пользования, выявлено 3532 нарушений.

Наложено 59 административных наказаний, общая сумма наложенных штрафов - 43 тыс. руб.,  сумма взысканных штрафов - 43 тыс. руб.

Проведено 34 административных расследований, по результатам, которых возбуждено 14 административных дел.

Проведено 199 наблюдений за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).

За отчетный период проведено 5 выездных проверок в отношении соискателей лицензии и 2 проверки в отношении лицензиатов (переоформление лицензии).

 

 

Предоставление государственных услуг:

в период с 14.03.2022года по 31.10.2022г. в Управление поступило 48 уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности (погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте), из них 43 уведомлений было зарегистрировано, по пяти уведомлениям было отказано в регистрации.

Основные ошибки в оформлении уведомлений, из-за которых заявителям было отказано в регистрации уведомлений: а) не верно указан вид деятельности, который не соответствует пп.27 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ; б) указано место планируемого осуществления деятельности, которое находиться на территории не поднадзорной Управлению.

за 10 месяцев выдано 378 свидетельств, подтверждающих право на управление локомотивами.

 

Типовые нарушения обязательных требований.

Основными причинами допущенных контролируемыми лицами нарушений послужили в области обеспечения безопасности движения:

а)       отсутствие систематического надзора за комплексом сооружений пути и путевых устройств и не содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение.

б)       несвоевременное или в неполном объеме прохождение планово-предупредительных видов ремонта и технического обслуживания тягового подвижного состава.

в) отсутствие контроля со стороны владельца пути необщего пользования за технической документацией на железнодорожные пути необщего пользования и поддержанием её в актуальном состоянии. Расхождение технической документации с фактическим обустройством железнодорожного пути необщего пользования.

г) несоблюдение требований содержания железнодорожных переездов владельцами железнодорожных путей необщего пользования (отсутствие или неполное количество направляющих столбиков, отсутствие или нечитаемые знаки дорожного движения «Однопутная» или «Многопутная железная дорога», отсутствие или невидна разметка, поворотные шлагбаумы не установлены, твердое покрытие в междупутье не соответствует норме, отсутствует видеофиксация на переезде).

д) несвоевременное направление владельцами путей необщего пользования информации о транспортных происшествиях, произошедших на их путях, некачественное расследование владельцами путей необщего пользования сходов с рельс колесных пар железнодорожного подвижного состава.

Лицензионный контроль осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Федеральным законом от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ч.1 ст.12 указывается перечень отдельных видов деятельности, для осуществления которых юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям необходимо получение специального разрешительного документа (лицензии). Согласно данному закону погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте отнесена к отдельным видам деятельности (п.п.27 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ).

Самыми распространенными нарушениями лицензионных требований при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте явились не выполнение требований  пункта 4 Постановления Правительства от 31.12.2021г. N2417:

 -  отсутствие лица ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности;

- отсутствие повышения квалификации лица ответственного за осуществление  лицензируемого вида деятельности 1 раз в 3 года;

- в местах осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными гру­зами отсутствует необходимое количество средств пожаротушения;

- технический паспорт на путь необщего пользования и инструкция о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования не соответствует фактическому обустройству железнодорожного пути необщего пользования (количество фактических постов слива (налива) не соответствует указанным в документах).

В связи с вступлением в силу 14.03.2022 года постановления Правительства РФ от 11.03.2022г. №353 «Об особенностях разрешительной деятельности в 2022 году» осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и деятельности по перевозке железнодорожным транспортом опасных грузов не требует получение лицензии. Лицо, планирующее осуществлять указанные виды деятельности, уведомляет Федеральную службу по надзору в сфере транспорта о начале их осуществления в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

Заявитель, предполагающий выполнение вышеперечисленных видов деятельности, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (ее территориальный орган) по месту предполагаемого фактического ее осуществления. Ространснадзор и его территориальные управления ведут реестр зарегистрированных уведомлений на электронном носителе.  После внесения сведений в реестр в тот же день сведения о регистрации уведомления направляется заявителю любым доступным способом.

С целью информирования контролируемых лиц об уведомительном порядке на сайте Управления размещено информационное письмо с подробным описанием порядка направления уведомлений и образец заполнения уведомления. В средствах массовой информации (СМИ) опубликована 1 статья по данному вопросу.

Перевозка опасных грузов на железнодорожном транспорте.

В соответствии с Правилами перевозки опасных грузов на железнодорожном транспорте (утверждены на 15-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту 05.04.1996г.), а также Правилам перевозки опасных грузов  (Приложение №2 к СМГС), на железнодорожный подвижной состав, в котором перевозятся опасные грузы, должны быть нанесены знаки опасности. Знаки опасности должны сохраняться на железнодорожном подвижном составе на весь период перевозки. Требования к материалам, из которых должны быть изготовлены знаки опасности указаны в ГОСТ Р 57479-2017 «Грузы опасные. Маркировка». Маркировка (знаки опасности, оранжевые и белые таблички) должна быть четкой, видимой, выдерживать воздействие погодных условий без существенного ухудшения её качества на период перевозки опасного груза (пункт 5.3 ГОСТ Р 57479-2017).

В соответствии с ГОСТом, допускается изготовление знаков опасности на самоклеящейся пленке. В пункте 5.8 ГОСТ Р 57479-2017 указаны конкретные требования к характеристикам самоклеящейся пленки.

Использование грузоотправителями знаков опасности изготовленных не в соответствии с ГОСТ Р 57479-2017 приводит к тому, что знаки опасности в пути следования оклеиваются частично или полностью. Утрата при перевозке опасных грузов знаков опасности частично или полностью  недопустима.

По данной проблеме есть разъяснения Минтранса России (письмо от 05.08.2021г. №ДЧ/19198-ис). В целях улучшения ситуации, связанной с выполнением требований Правил перевозки опасных  грузов по железным дорогам в части нанесения на вагоны и контейнеры более качественных маркировочных знаков, рекомендуется использовать маркировочную продукцию на пленке с техническими характеристиками ГОСТ Р 57479-2017.

 

Профилактическая работа.

 

За 10 месяцев 2022 года. Южным управлением государственного железнодорожного надзора  организовано и проведено 13 семинаров – совещаний с предприятиями железнодорожного транспорта и местными органами самоуправления.

 В соответствии с утвержденной Программой профилактики Ространснадзора на 2022 год, инспекторами Управления проведено 87 обязательных профилактических визитов с работниками контролируемых лиц и 157 профилактических визитов.

Руководителям предприятий объявлено 955 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Осуществлено 2851 консультирование контролируемых лиц по вопросам осуществления лицензирования и лицензионного контроля в области железнодорожного транспорта, обеспечения безопасности движения на путях общего и необщего пользования, пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

Внесено 60 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

На сайте Южного УГЖДН Ространснадзора регулярно размещается информация о транспортных происшествиях и результатах расследований. Контролируемым лицам направлено 16 информационных писем, о фактах транспортных происшествий.

 За отчетный период в СМИ опубликовано 6 статей о деятельности Управления.

 

Итоги выездных обследований объектов контроля на железнодорожном транспорте.

 

За 10 месяцев 2022 года было проведено 452 выездных обследования объектов контроля на железнодорожном транспорте. В ходе выездных обследований осмотрено 3380 объектов  контроля, из них 3215 единиц подвижного состава и 165 объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (вокзалы, платформы, жд. переезды, остановочные площадки, пешеходные переходы, мосты и другие искусственные сооружения). Выявлено 2447 нарушений. Отставлены от эксплуатации 798 единиц подвижного состава. Обследовались грузовые вагоны, предназначенные для перевозки опасных грузов, грузовые вагоны после заводских видов ремонта находящиеся в эксплуатации на инфраструктуре, маневровые локомотивы, пассажирские вагоны и моторвагонный подвижной состав.

В целях исполнения Протокола оперативного совещания у Министра транспорта Российской Федерации от 14.05.2020 №9 и поручения статс-секретаря – заместителя Министра транспорта Д.С. Зверева от 14.05.2020г. №ДЗ-7пр проведено 51 выездных обследований объектов инфраструктуры общего пользования (железнодорожные вокзалы, остановочные платформы, пешеходные переходы) и подвижного состава предназначенного для перевозки пассажиров (пассажирские вагоны, МВПС). Осмотрено 236 объектов контроля, из них 16 вокзалов, 128 ед. МВПС и 81 пассажирских вагонов. При проведении выездных обследований инспектора управления обращали внимание на исполнение временных рекомендаций по профилактическим мерам для обеспечения противоэпидемической безопасности пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, направленные на снижение риска возникновения и распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. министром транспорта РФ Е.И. Дитрихом от 25.05.2020г.  Выявлено 2 несоблюдения временных рекомендаций, материал направлен в Роспотребнадзор.

В эксплуатации осмотрено 1853  грузовых вагонов, выявлено 1963 нарушений. По результатам осмотров в текущий отцепочный ремонт направлено 746 грузовых вагонов. 

 По итогам выездных обследований за 10 месяцев 2022 года возбуждено 9 дел об административных правонарушениях. За нарушения требований по обеспечению безопасности движения по ст. 11.1. ч.6 КоАП РФ вынесено 9 постановлений, сумма наложенных штрафов составила 9 тыс. рублей.

Во исполнение Протокола рабочего совещания у советника Президента Российской Федерации А.Ю. Левицкой в рамках подготовки к заседанию Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 18.03.2022г. №9, Южным УГЖДН Ространснадзора в период с апреля по сентябрь 2022г. проведено 34 выездных обследований подвижного состава, предназначенного для перевозки организованных групп детей к местам отдыха и обратно. Выявлено 44 нарушений безопасности движения при эксплуатации железнодорожного подвижного состава. Объявлено перевозчику (АО «ФПК») 10 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Нарушений обязательных требований по обеспечению доступности для инвалидов подвижного состава и пожарной безопасности на подвижном составе не выявлено.

Всего по результатам проведенных выездных обследований контролируемым лицам направлено 687 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства.

По результатам выездных обследований проведено 2 документарных проверки по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов инфраструктуры (вокзалов, посадочных платформ, пешеходный переход). Выдано 2 предписания об устранении нарушений.

 

Итоги рассмотрения обращений граждан.

 

В Южное управление государственного железнодорожного надзора поступило 34 обращений от граждан и организаций.

Из 34 обращений: поддержано и разъяснено – 17; не поддержано – 3; 14 обращений направлено для рассмотрения по подведомственности в другие органы.

Обращения поступили по следующим вопросам:

-   строительство и реконструкция объектов железнодорожного транспорта;

-   работа железнодорожного транспорта (пути общего и необщего пользования);

-   транспортное обслуживание населения, в том числе доступность транспортной инфраструктуры для инвалидов.

По поступившим обращениям проведены контрольные (надзорные) мероприятия:

- 1 внеплановая документарная проверка, по результатам которой выдано 1 предписание;

- 1 выездное обследование, по результатам которого объявлено 1 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований;

- 3 наблюдения за соблюдениями обязательных требований (мониторинг безопасности), по результатам которых объявлено 3 предостережения.

 

Административная практика

 

Должностными лицами Южного УГЖДН Ространснадзора в 2022 г. было возбуждено 191 дело об административных правонарушениях и 141 дело было получено для рассмотрения от работников прокуратуры (всего 332 дела).

За отчетный период инспекторским составом управления по статьям прямого действия вынесено 322 постановления, общая сумма наложенных штрафов составила 351,7 тыс. руб. Сумма поступивших в бюджет штрафов составила 487,5 тыс. руб. (по постановлениям вынесенных в 2022 г. – 323,6 тыс. руб.).

В размере половины суммы наложенного административного штрафа в соответствии с ч. 1.3-3 ст.32.2 КоАП РФ было уплачено 30 административных штрафов (сумма выпадающих доходов по упомянутым административным штрафам составляет 15,8 тыс. руб.)

За действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте по ч. 1, 2, 6 ст. 11.1. КоАП РФ привлечено к административной ответственности 251 физическое лицо,  4 должностных лица, 4 юридических лица; сумма наложенных штрафов составила 268,8 тыс. рублей.

За проход по железнодорожным путям в неустановленных местах по ч.5 ст.11.1 привлечено к административной ответственности 3 физических лица.

За повреждение грузовых вагонов по ч.1 ст.11.15. КоАП РФ привлечено к административной ответственности – 24 физических лица на сумму 24 тыс. рублей.

За нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов железнодорожным транспортом по ч. 3 ст.11.14 КоАП РФ привлечено к административной ответственности 23 физических лица; сумма наложенных штрафов составила 2,3 тыс. рублей.

За нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте по ст. 11.16. КоАП РФ привлечено к административной ответственности 7 должностных лиц и 3 физических лица, сумма наложенных штрафов составила 32,5 тыс. рублей.

За уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг по ст. 9.13 КоАП РФ привлечено к административной ответственности 2 должностных лица и 1 юридическое лицо, сумма наложенных штрафов составила 24 тыс. рублей.

Возбуждены 10 административных дел, рассмотрение которых осуществляется мировыми судьями, и суммы назначенных ими административных штрафов подлежат зачислению в региональные бюджеты.

За осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта, с нарушением условий, предусмотренных лицензией, по ч. 3 ст. 14.1.2.  КоАП РФ  возбуждено 4 дела об административных правонарушениях, 4 дела рассмотрены судами, юридические лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа.

За осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии по ч.1 ст. 14.1.2. КоАП РФ возбуждено 1 дело об административном  правонарушении, юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде предупреждения

За невыполнение законного предписания органа государственного контроля (надзора) по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ возбуждено 1 дело об административном правонарушении, должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа.

За непредставление сведений (информации) должностному лицу по ст.19.7 КоАП РФ возбуждено 1 дело об административном правонарушении, юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.

За осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ рассмотрено судом 2 дела об административных правонарушениях (1 должностное лицо и 1 юридическое лицо привлечены к административной ответственности в виде предупреждения).

За неуплату административного штрафа в установленный срок по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ судом было вынесено 1 постановление о привлечении к административной ответственности.

 

Расследование транспортных происшествий

 

В 2021 году аварий и крушений не было. В 2022 году допущено 2 крушение.

Всего должностными лицами Управления проведено 11 расследований по транспортным происшествиям (по особым мнениям к техническим заключениям от членов комиссий).

 

Руководство по соблюдению обязательных требований

(«как делать нужно»).

 

Владельцам путей общего и необщего пользования необходимо помнить о ежегодных комиссионных обследованиях железнодорожных переездов. В соответствии с требованиями пункта 5 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 31.07.2015 года №237 в период с 01.04. по 01.07. на железнодорожном транспорте должно проводиться комиссионное обследование железнодорожных переездов владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или  владельцами железнодорожных путей необщего пользования. О предстоящей проверке информируется Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, представители владельца участка автомобильной дороги, пересекающего обследуемый железнодорожный переезд, представители органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) местного самоуправления, представители пассажирских автотранспортных предприятий, которые при необходимости принимают участие в комиссионном обследовании.

Для обеспечения безопасности движения, в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ, утв. приказом Минтранса России от 23.06.2022 г. №250, а так же иных нормативных документов владельцы путей необщего пользования должны содержать в технически исправном состоянии свою железнодорожную инфраструктуру.

В соответствии с требованиями ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают доступ для пассажиров из числа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к объектам железнодорожной инфраструктуры (вокзалы, платформы остановочных площадок) и железнодорожному подвижному составу.

В случаях, если существующие объекты транспортной инфраструктуры невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.

На контролируемых лиц, которые подали уведомления о начале осуществления определенных видов деятельности, в соответствии с ч. 6 ст.8 Федерального закона № 294-ФЗ возлагается обязанность сообщать в письменной форме дополнительно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения о таких изменениях, как:

1) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;

2) изменение места жительства индивидуального предпринимателя (при этом не вполне понятна причина, по которой не предусмотрен случай изменения места фактического осуществления деятельности);

3) реорганизация юридического лица.

Согласно ч. 9 ст. 8 Федерального закона № 294-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предусмотренные виды деятельности, в случае непредставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности или представления таких уведомлений с содержанием в них недостоверных сведений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Выявленные при проведении контрольно-надзорных мероприятий пробелы законодательства и нормативно-правовые акты, требующие актуализации.

 

При проведении контрольно-надзорных мероприятий выявлены проблемные вопросы:

- требуют обновления и актуализации нормативно-правовые документы в области аттестации работников юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) отвечающих за обеспечение безопасности движения на железнодорожных путях необщего пользования, в том числе проверка знаний требований ПТЭ работников предприятий необщего пользования;

- требуется внесение изменений в КоАП РФ в части исключения требований обеспечения от должностного лица органа исполнительной власти оформляющего административный штраф привода в суд лица, в отношении которого составлен протокол по ст.20.25  КоАП РФ (неуплата административного штрафа).

 

Особенности осуществления контрольно (надзорной) деятельности в 2022 году

 

Постановлением Правительства №336 установлены особенности проведения плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) области железнодорожного транспорта в 2022 году. Этим постановлением отменены плановые контрольные (надзорные) мероприятия до конца 2022 года. Из плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Южного УГЖДН Ространснадзора на 2022 год отменено 45 плановых проверок и инспекционных визитов. Данная информация внесена в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и размещена на сайте Южного УГЖДН Ространснадзора.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся только по согласованию с органами прокуратуры. Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без согласования с органами прокуратуры возможно  по поручению Президента РФ, Председателя или Заместителя Председателя Правительства РФ, по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов.

Пунктом 8 Постановления №336 установлено, что срок исполнения ранее выданных предписаний, действующих на 10.03.2022г., продлевается на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения. Контролируемым лицам не требуется направлять каких-либо писем по данному вопросу.

Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган не позднее предпоследнего дня срока его исполнения.

В соответствии с пунктом 10 Постановления №336 допускается проведении профилактических мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом №248-ФЗ от 31.07.2020г. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном надзоре в РФ», а также проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами. Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.