Госморречнадзор

Об управлении

Положение об Управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Утверждено приказом Ространснадзора

от 24 августа 2012 г. № АК – 432фс

I. Общие положения

1.1. Управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Служба).

1.2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства транспорта Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, актами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также настоящим Положением.

1.3. Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы Службы, осуществляющие контрольные и надзорные функции на морском и речном транспорте (далее - территориальные органы), а также во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата и территориальных органов Службы и другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

1.4. Официальное сокращенное наименование Управления государственного морского и речного надзора - Госморречнадзор.

1.5. Официальное наименование на английском языке - Directorate for State of Maritime and River Supervision.

1.6. Оригинал настоящего Положения хранится в Правовом управлении Службы.

II. Задачи Управления

2. Основными задачами Управления являются:

2.1. Осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, о торговом мореплавании (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), о внутреннем водном транспорте Российской Федерации.

2.2. Расследование аварий или инцидентов на море в соответствии с Положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

2.3. Расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте.

2.4. Лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.5. Контроль за соблюдением предприятиями и организациями морского и внутреннего водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, лицензионных требований.

2.6. Государственный надзор за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений.

2.7. Государственный контроль и надзор за безопасностью портовых гидротехнических сооружений.

2.8. Государственный контроль за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов.

2.9. Применение предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

2.10. Государственный контроль (надзор) за соответствием установленным требованиям функциональной подсистемы организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(п. 2.10 введен Приказом Ространснадзора от 15.10.2015 N СС-1026фс)

2.11. Государственный контроль (надзор) за соответствием установленным требованиям функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(п. 2.11 введен Приказом Ространснадзора от 15.10.2015 N СС-1026фс)

2.12. Государственный контроль (надзор) за соответствием установленным требованиям функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(п. 2.12 введен Приказом Ространснадзора от 15.10.2015 N СС-1026фс)

III. Функции Управления

3.1. Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:

3.1.1. О торговом мореплавании.

3.1.2. О внутреннем водном транспорте Российской Федерации.

3.1.3. О морских портах.

3.1.4. О безопасности гидротехнических сооружений.

3.2. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов на подходах к морским портам, в пределах акватории морских портов, между морскими портами, а также в открытом море.

3.3. Расследование аварий или инцидентов на море.

3.4. Расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте.

3.5. Контроль деятельности капитанов морских портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка порту.

3.6. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов по внутренним водным путям Российской Федерации.

3.7. Осуществляет непосредственно и через территориальные органы разрешительные, контрольные (надзорные) функции, в соответствии с законодательством Российской Федерации, на морском и внутреннем водном транспорте.

3.8. Согласование выдачи разрешения на выполнение работ по прокладке подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.

3.9. Согласование строительства в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей.

3.10. Согласование выдачи разрешения на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.

3.11. Согласование проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности.

3.12. Подготовка документов руководству Службы:

3.12.1. Для принятия решения по предоставлению лицензий, переоформлению документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлению действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлению или прекращению действия лицензий, аннулированию лицензий, выдачи дубликатов и копий лицензий.

3.12.2. Для принятия решения по выдаче иных разрешительных документов в установленной сфере деятельности, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, удостоверяющих право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия.

3.13. Осуществляет согласование кандидатов к назначению на должность и к освобождению от должности начальников территориальных органов.

3.14. Непосредственно и через территориальные органы участвует в работе по определению технического состояния (комиссованию) судов, используемых для перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств.

3.15. Непосредственно и через территориальные органы осуществляет контроль за соблюдением предприятиями и организациями морского и внутреннего водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, лицензионных требований и условий.

3.16. Управление обеспечивает надзор за деятельностью капитанов бассейнов внутренних водных путей по осуществлению государственного портового контроля.

3.17. Осуществляет в установленном порядке:

3.17.1. Утверждение критериев безопасности гидротехнического сооружения.

3.17.2. Утверждение Деклараций безопасности гидротехнического сооружения.

3.17.3. Проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в сфере морского и внутреннего водного транспорта.

3.17.4. Присвоение рейсам морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств определенного Федеральной службой охраны Российской Федерации статуса литерных.

3.17.5. Прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

3.18. В порядке осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, Управление вправе принимать решение:

3.18.1. Об осуществлении обязательной лоцманской проводки судов лоцманами таких организаций в соответствующем районе и об ее объеме.

3.18.2. Об обращении в арбитражный суд с заявлением о ликвидации таких организаций, неоднократно или грубо нарушающих требования к их оснащенности, численности и квалификации их работников, установленные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта для целей лоцманской проводки судов.

3.19. Ведение установленных федеральными органами исполнительной власти и Службой государственной отчетности федеральных статистических наблюдений и информационно-аналитического обеспечения деятельности Управления.

3.20. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.

3.21. Разрабатывает основные направления совершенствования деятельности Управления государственного морского и речного надзора.

3.22. Осуществляет работу в соответствии с законодательством Российской Федерации по хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Управления.

3.23. Ведет в установленном порядке реестры лицензий по видам деятельности, осуществляемым на морском и внутреннем водном транспорте.

3.24. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

3.25. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

3.26. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технического регламента о безопасности объектов морского транспорта в отношении объектов морского транспорта и объектов инфраструктуры морского транспорта в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.27. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта в установленной сфере деятельности.

3.28. Контроль соответствия сил и средств соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установленным требованиям.

(п. 3.28 введен Приказом Ространснадзора от 15.10.2015 N СС-1026фс)

IV. Структура Управления

4. В состав Управления входят отделы:

отдел надзора за судоходством (отдел НС);

отдел организации расследования транспортных происшествий (отдел ОРТП);

отдел надзора за портовой деятельностью, судоходными и портовыми гидротехническими сооружениями (отдел НПСПГС);

отдел надзора за лицензированием и регистрацией судов и информационно-аналитического обеспечения (отдел НЛРСИАО).

V. Права Управления

5. Управление имеет право:

5.1. Осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, о торговом мореплавании (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), о внутреннем водном транспорте Российской Федерации.

5.2. Проводить расследования аварий или инцидентов на море и транспортных происшествий на внутренних водных путях.

5.3. Проводить осмотры (обследования) объектов морского и внутреннего водного транспорта и объектов инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта.

5.4. Осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации производство об административных правонарушениях в пределах своей компетенции.

5.5. Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

5.6. Запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и получать от них на основании мотивированных запросов в письменной форме информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки.

5.7. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на внутреннем водном транспорте, территории, объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, суда и иные плавучие объекты, проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.

5.8. Выдавать юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5.9. Составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению.

5.10. Направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

5.11. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Управления, научные и иные организации, ученых и специалистов.

5.12. Осуществлять надзор и контроль соблюдения собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений.

5.13. Беспрепятственно посещать судоходные и портовые гидротехнические сооружения, знакомиться с материалами по вопросам безопасности судоходных гидротехнических сооружений и организации технического контроля.

5.14. Организовывать проведение государственной экспертизы декларации безопасности судоходных гидротехнических сооружений.

5.15. Организовывать проверки состояния судоходных гидротехнических сооружений на соответствие их состояния декларациям безопасности судоходных гидротехнических сооружений.

5.16. Рассматривать декларацию безопасности судоходных гидротехнических сооружений и заключение экспертной комиссии и выносить решения об их утверждении или отказе в утверждении.

5.17. Изымать, аннулировать или приостанавливать рабочие дипломы и квалификационные свидетельства в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действия или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей в соответствии с их рабочими дипломами и квалификационными свидетельствами.

5.18. Осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Управления.

5.19. Осуществлять контроль и надзор за соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в том числе:

а) правил перевозок пассажиров, багажа и грузов;

б) требований к безопасности эксплуатации судов, осуществляющих судоходство и мореплавание;

в) правил содержания судовых ходов и средств навигационного оборудования на внутренних водных путях Российской Федерации;

г) требований к безопасности эксплуатации портовых гидротехнических и судоходных гидротехнических сооружений;

д) правил подготовки членов экипажей морских, речных и спортивных парусных судов;

е) правил ведения соответствующих реестров;

ж) требований технических регламентов о безопасности объектов морского и внутреннего водного транспорта в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) правил плавания;

и) правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами;

к) правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных и тяжеловесных грузов на морском и внутреннем водном транспорте.

5.20. Участвовать в подготовке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, форм и методов государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности транспортного комплекса, а также научно-исследовательских программ повышения эффективности системы транспортной безопасности и совершенствования инженерно-технических средств безопасности транспортного комплекса.

5.21. Участвовать в формировании предложений в перечень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в установленной сфере деятельности.

5.22. Организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам контроля и надзора в установленной сфере деятельности.

5.23. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения и рекомендации по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

5.24. Участвовать, в пределах своей компетенции, в проведении учений и тренировок, проводимых уполномоченными органами исполнительной власти.

5.25. Взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

5.26. Взаимодействовать со структурными подразделениями Службы, подразделениями федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями, международными и другими организациями.

VI. Взаимоотношения и связи с другими структурными

подразделениями и организациями

6.1. Управление осуществляет контроль (надзор) за деятельностью и координацию работы территориальных органов государственного морского и речного надзора за исполнением и реализацией основных функций и полномочий.

6.2. Управление по вопросам, отнесенным к его полномочиям, взаимодействует с руководством, структурными подразделениями и территориальными органами Службы, а также с подразделениями федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями, международными и другими организациями.

6.3. Управление в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

6.4. Управление по поручению руководителя Службы по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, представляет интересы Службы в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

VII. Организация деятельности Управления

7.1. Управление возглавляет начальник Управления государственного морского и речного надзора, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Службы по представлению заместителя руководителя Службы.

7.2. Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление функций в установленной сфере деятельности, за сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, за соблюдение работниками Управления исполнительской дисциплины.

7.3. Начальник Управления имеет двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем Службы по представлению начальника Управления.

7.4. Начальник Управления организует работу отделов, устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции своих заместителей, начальников отделов, организует их взаимодействие, осуществляет контроль за их деятельностью.

7.5. Начальник Управления является непосредственным начальником для своих заместителей и начальников отделов.

7.6. Начальник Управления:

7.6.1. Распределяет обязанности между своими заместителями и начальниками отделов.

7.6.2. Представляет руководителю Службы проект Положения об Управлении и проекты должностных регламентов работников Управления.

7.6.3. Представляет руководителю Службы планы работы Управления и отчеты об их исполнении.

7.6.4. Вносит в установленном порядке предложения о назначении, перемещении и увольнении работников Управления, о присвоении классных чинов, поощрении работников за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, а также о наложении дисциплинарных взысканий на лиц, допустивших должностной проступок.

7.6.5. Утверждает Положения об отделах Управления.

7.6.6. Принимает в установленном порядке участие в работе Коллегии Службы, а также в совещаниях, проводимых руководством Службы, вносит предложения по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

7.6.7. По поручению руководства Службы представляет Службу по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в органах государственной власти Российской Федерации и субъектах Российской Федерации и иных организациях.

7.6.8. В установленном порядке осуществляет взаимодействие с государственными органами, ассоциациями, союзами, научными, учебными, общественными и другими организациями, представителями государств - участников СНГ и международных организаций, с зарубежными экспертами по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

7.6.9. Представляет Управление по вопросам, отнесенным к его компетенции, во взаимоотношениях с руководством и другими структурными подразделениями Службы и его территориальными органами, с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.

7.6.10. Организует в установленном порядке совещания с участием представителей других структурных подразделений Службы, ее территориальных органов и других подведомственных Минтрансу России организаций по вопросам, относящимся к компетенции Управления, принимает участие в работе совещаний, организуемых другими структурными подразделениями Службы.

7.6.11. Дает работникам Управления, а также руководителям территориальных органов Службы обязательные для них указания и поручения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в пределах их должностных обязанностей, и имеет право требовать от них отчет об исполнении этих указаний и поручений.

7.6.12. Проводит служебные совещания с работниками Управления.

7.6.13. Подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции.

7.6.14. Осуществляет, в пределах своей компетенции, контроль за деятельностью территориальных органов Службы.

7.6.15. Организует делопроизводство в Управлении.

7.6.16. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

7.6.17. Предоставляет информацию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

7.6.18. Принимает необходимые меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе.

7.6.19. Организует профессиональную подготовку работников Управления, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

7.7. В случае временного отсутствия начальника Управления один из его заместителей исполняет его обязанности по решению руководителя Службы.

7.8. Заместители начальника Управления по поручению начальника Управления координируют работу отделов Управления, организуют своевременную подготовку соответствующих материалов, а также выполняют другие поручения в пределах полномочий.