Лицензирование деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Порядок лицензирования деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемой юридическими лицами, в том числе иностранными, и индивидуальными предпринимателями определен Положением лицензирования деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемой юридическими лицами, в том числе иностранными, и индивидуальными предпринимателями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 № 1243 (далее – Положение).

 

Предоставление государственной услуги

Государственная услуга – лицензирование деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемой юридическими лицами, в том числе иностранными, и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность по буксировке морским транспортом).

Предоставление государственной услуги осуществляется территориальными управлениями государственного морского и речного надзора и межрегиональными территориальными управлениями Ространснадзора по федеральным округам (далее – лицензирующий орган).

 Заявление о предоставлении лицензии, о внесении изменений в реестр лицензий, о прекращении действия лицензии подаются в лицензирующий орган или посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал, ЕПГУ), подписанное руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем.

 

Результаты предоставления государственной услуги

Результатами предоставления государственной услуги являются:

  • предоставление лицензии на деятельность по буксировке морским транспортом (далее - лицензия);
  • отказ в предоставлении лицензии;
  • внесение изменений в реестр лицензий;
  • отказ во внесении изменений в реестр лицензий;
  • прекращение действия лицензии;
  • предоставление сведений о конкретной лицензии.

 

Уплата государственной пошлины

За предоставление лицензирующим органом лицензии и внесение изменений в реестр лицензий на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах*

Не допускается взимание лицензирующими органами с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, в том числе за предоставление выписки из реестра лицензий.

____________________________________

* В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации  от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах», оплата государственной пошлины в рамках оказания государственных услуг за предоставление лицензии, внесение изменений в реестр лицензий по заявлениям, поданным со дня вступления в силу указанного постановления до 31 декабря 2023 г., не требуется.

 

Принятие решения о предоставлении лицензии

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган или посредством использования единого портала заявление о предоставлении лицензии.

Лицензирующий орган проводит оценку соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям в соответствии со статьей 19.1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон)
в форме документарной и (или) выездной оценки и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии принимается лицензирующим органом в форме приказа (распоряжения).

В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии запись о предоставлении лицензии вносится в реестр лицензий в день принятия такого решения.

В течение одного рабочего дня после дня внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий лицензирующий орган направляет лицензиату уведомление о предоставлении лицензии.

В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий, лицензирующий орган одновременно с направлением уведомления о предоставлении лицензии направляет лицензиату выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

 

Сроки предоставления лицензии

Срок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении должен составлять не более 5 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения направляет соискателю лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, уведомление об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа.

 

Срок внесения изменений в реестр лицензий

на деятельность по буксировке морским транспортом

Срок внесения изменений в реестр лицензий на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий должен составлять не более 5 рабочих дней со дня приема заявления о внесении изменений в реестр лицензий (в случае внесения изменений в реестр лицензий вследствие реорганизации в форме присоединения или изменения наименования юридического лица или места его нахождения - не более 3 рабочих дней).

В случае, если в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указывается на необходимость получения выписки из реестра лицензий, лицензирующий орган направляет лицензиату в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, выписку из реестра лицензий или уведомление об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.

 

Прекращение действия лицензии

Действие лицензии прекращается в следующих случаях:

1) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности, а также за исключением реорганизации юридического лица - лицензиата в форме его присоединения к другому юридическому лицу).

 

Предоставление сведений о конкретной лицензии

Заявление о предоставлении сведений из реестра лицензий может быть подано в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием единого портала.

Сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются:

- в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий;

- в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении;

- в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.

Указанные сведения предоставляются заявителю в срок, не превышающий
3 рабочих дней
с момента получения заявления о предоставлении таких сведений.

 

 

Перечень нормативных правовых актов,

регулирующие предоставление государственной услуги

  1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта».
  3. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 № 1243 «О лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов и деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»
  5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий».
  7. Кодекс Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.
  8. Кодекс Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».
  11. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг».
  13. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  14. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников».

 

Лицензионные требования,

предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату)

В соответствии с пунктом 3 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении деятельности по буксировке морским транспортом, являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании судов, предназначенных для буксировки, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 620 №Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» (в случае если указанные требования применяются к таким судам);

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) системы управления безопасной эксплуатацией судов в соответствии с Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения и Международным кодексом по охране судов и портовых средств (для судов, к которым применяются требования соответствующего международного кодекса);

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов, имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на морских судах, среднее профессиональное или высшее образование по специальности «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок» (за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих буксировки морским транспортом с использованием маломерных судов);

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 2 статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) для каждого заявленного им судна свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом (для судов вместимостью более чем 1000), в соответствии со статьей 336.7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

е) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) для каждого заявленного им судна плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней), для каждого морского судна (для судов, к которым применяются требования указанной Конвенции);

ж) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) для каждого заявленного им маломерного судна судового билета с информацией о назначении судна для осуществления буксировок.

 

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения лицензии

В соответствии с пунктом 5 Положения для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган или посредством использования единого портала заявление о предоставлении лицензии с указанием реквизитов документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер) и (или) иных сведений в соответствии со следующим перечнем:

а) реквизиты приказа о назначении соискателем лицензии должностного лица, указанного в подпункте «в» пункта 3 Положения, сведения о документах, подтверждающих наличие соответствующего профессионального образования и стажа работы (за исключением соискателей лицензии, осуществляющих буксировки морским транспортом с использованием маломерных судов);

б) сведения о судах, которые будут использоваться для буксировки;

в) реквизиты правоустанавливающих документов, на основании которых будут использоваться суда (в случае отсутствия регистрации судна, находящегося в аренде, в российских реестрах судов предоставляются копии правоустанавливающих документов на судно);

г) реквизиты договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей;

д) реквизиты плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней), для морского судна (для судов, к которым применяются требования указанной Конвенции);

е) реквизиты судового билета (для маломерного судна).

 

Внесение изменений в реестр лицензий

При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности в месте осуществления деятельности (судне), не указанном в реестре лицензий, лицензиат уведомляет об этом лицензирующий орган с приложением сведений и копий документов, указанных в подпунктах «б» - «е» пункта 5 Положения.

 

Оценка соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям

Оценка соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям осуществляется лицензирующим органом в соответствии со статьей 19.1 Федерального закона в форме документарной и (или) выездной оценки.

Лицензирующий орган проводит оценку соответствия лицензионным требованиям в отношении:

1) соискателя лицензии, представившего в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии;

2) лицензиата, представившего в соответствии со статьей 18 Федерального закона в лицензирующий орган заявление о внесении изменений в реестр лицензий при намерении лицензиата выполнять работы, оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, сведения о которых не внесены в реестр лицензий, и (или) при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по месту (местам) его осуществления, не указанному в реестре лицензий;

3) лицензиата, представившего в соответствии со статьей 18 Федерального закона в лицензирующий орган заявление о внесении изменений в реестр лицензий, в случае, если соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации установлена необходимость проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям в связи с изменением указанным нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности.

Основанием для проведения оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям является поступление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о внесении изменений в реестр лицензий.

Оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям проводится в форме документарной оценки и (или) выездной оценки.

 

Результат оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям

Результаты оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям оформляются актом оценки, если иное в отношении документарной оценки не предусмотрено положением о лицензировании конкретных видов деятельности. В случае выявления несоответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям в акте оценки указывается, каким именно лицензионным требованиям не соответствует соискатель лицензии или лицензиат и каким нормативным правовым актом (с указанием его структурной единицы) такое лицензионное требование установлено.

 

Показатели доступности и качества государственной услуги

Показателями качества государственной услуги является строгое соблюдение лицензирующим органом сроков предоставления государственной услуги, административных процедур (действий).

Документы