Транспортная безопасность

Надзор в сфере обеспечения транспортной безопасности

В условиях реально существующей и постоянно нарастающей угрозы совершения актов незаконного вмешательства (АНВ), в том числе и террористических актов, в деятельность транспортного комплекса Российской Федерации, обеспечение транспортной безопасности является одной из важнейших задач государства. Существование угроз обуславливает необходимость эффективного надзора за поддержанием установленного уровня обеспечения безопасности на транспорте.

Государство, озабоченное ростом террористических проявлений на транспорте, в условиях финансово-экономического кризиса выделило дополнительные ресурсы на повышение уровня транспортной безопасности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 № 354 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам транспортной безопасности» в Управлении транспортной безопасности Ространснадзора, а также в Управлениях государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по федеральным округам созданы подразделения надзора за обеспечением транспортной безопасности, в том числе и авиационной безопасности, общей численностью 487 работников.

На настоящий момент данные подразделения сформированы и приступили к выполнению задач согласно предназначения - осуществление функций по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, в части обеспечения транспортной безопасности, а также авиационной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного (за исключением пожарной безопасности железнодорожного подвижного состава) обеспечения транспортного комплекса и авиационно-космического поиска и спасания, а также информационное обеспечение при возникновении чрезвычайных ситуаций и происшествий в транспортном комплексе.

Производится постоянный мониторинг чрезвычайных ситуаций и АНВ на всех видах транспорта, что позволяет правильно оценивать обстановку и использовать данную информацию при планировании контрольно-надзорных мероприятий, оперативно и качественно принимать управленческие решения, направленные на недопущение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.

В своей работе подразделения надзора за обеспечением транспортной безопасности опираются на Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», который определяет цели и задачи обеспечения транспортной безопасности, устанавливает принципы обеспечения транспортной безопасности.

В настоящее время Правительством Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации проводится большая работа, как по разработке и изданию нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности, так и по внесению изменений в уже действующее законодательство Российской Федерации.

Уже сегодня существует целый ряд нормативных правовых актов Российской Федерации направленных на укрепление транспортной безопасности, реализацию положений Федерального закона «О транспортной безопасности», сюда относятся:

1. Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)»;

2. Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 № 409 «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций" (вместе с "Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции»)

3. Приказ Минтранса РФ от 03.11.2009 № 194 «О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»

4. Приказ Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»;

5. Приказ Министерства транспорта РФ от 12.04.2010 № 87 «О Порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»;

6. Приказ Министерства транспорта РФ от 05.02.2010 № 27 «О Порядке ведения Реестра аккредитованных организаций на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»;

7. Совместный приказ Минтранса РФ, ФСБ РФ, МВД РФ от 05.03.2010 № 52/ 112/ 134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

Контроль за выполнением законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, возложенный на Управление транспортной безопасности Ространснадзора, осуществляется государственными инспекторами путем проведения выездных и документарных проверок субъектов транспортной инфраструктуры и планируется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».